Все мы знаем, что нужно обладать силой духа и четко следовать своей стратегии, чтобы покупать акции и просто держать их. Придерживаясь этого подхода, вы избавляете себя от лишних комиссий и не позволяете инстинктам навредить вашему инвестиционному портфелю.
Но смогли бы вы не трогать свои инвестиции в течение 80 лет? В прошлом году Reuters опубликовало показательную историю фонда Voya Corporate Leaders Trust Fund под заголовком "Фонд со стратегией купи-и-держи процветает, не сделав ни одной новой покупки в течение 80 лет." ("Buy-and-Hold Fund Prospers With No New Bets in 80 Years.")
Я понимаю, что инвестирование на 80 лет интересно не для всех. Я тоже ориентируюсь на более короткий срок. Но эта история может нас многому научить на своем примере.
Вот что пишет автор статьи Росс Кербер:
Voya Corporate Leaders Trust Fund, управляемый сейчас подразделением Voya Financial Inc., купил в равных долях акции 30 крупнейших корпораций США в 1935 году и с тех пор больше не совершал покупок.
Вот это настоящий подход "купи и держи"!
Интересно, что в портфеле этого фонда до сих пор присутствуют некоторые компании, что были и в 1935-м: DuPont, General Electric, Procter & Gamble и т.д. Но есть и новые имена, которые появились из-за слияний или разделений. Например, фонд получил акции Berkshire Hathaway, владея изначально бумагами Atchison, Topeka, and Santa Fe Railway. (В 1996 году в результате слияния компания стала частью BNSF Railway, которая в свою очередь была полностью куплена Баффетом в 2009 году.) Аналогично фонд держит акции CBS, изначально он имел долю в Westinghouse Electric. У него есть бумаги ExxonMobil и Chevron, благодаря инвестиции в Standard Oil Джона Рокфеллера.
Некоторые компании из изначально купленных, наоборот, закрылись. Это, например, American Can и Pennsylvania Railroad.
Но самое интересное в этом фонде не состав, а то, что он обошел по доходности 98% конкурентов за последние 5 и 10 лет (на момент 2015 года).
Вот что сообщает нам Кербер:
По сведениям Morningstar, за последний пятилетний период, закончившийся 24 февраля, фонд показал среднюю доходность 17.32% в год, включая комиссии, что на 1.03 процентных пункта лучше, чем S&P 500. За последний десятилетний период доходность составила в среднем 9.4% в год, включая комиссии, что на 1.32% лучше S&P 500.
Фонд предвошел S&P 500 и на протяжении 40 лет - это максимальный срок, за который данные доступны на его сайте. Но я не удивлюсь, если похожие результаты он показывал и ранее.
Voya Corporate Leaders Trust Fund имеет низкую комиссию 0.52% и отличается высокой налоговой эффективностью, поскольку редко продает и покупает ценные бумаги. (Иногда ему приходится это делать, чтобы производить выплаты и прием новых денег.)
История этого фонда показывает эффективность стратегии "купи и держи", примененной к качественным бумагам в сочетании с низкими комиссиями. Первоначальный мандат фонда описан в брошюре, посвященной его истории: "Основатели траста купили в равных долях 30 ведущих компаний в 1935 году и постановили, что их нельзя продавать. Исключение составляют компании, которые обанкротятся, произведут слияния или разделения."
И хотя в наши дни таких фондов вы больше не найдете, на заре совместных фондов в США (в 1920-е и 1930-е годы) большинство выглядело похожим образом. Но внимательный читатель сразу заметит сходство этих ранних фондов с современными индексными - последние также отличаются низкими комиссиями и невысокой оборачиваемостью портфеля.
Для своего времени Voya Corporate Leaders Trust Fund не был чем-то особенным. Первым фондом нового открытого типа в США и во всем мире стал Massachusetts Investors Trust (MIT), основанный в 1924.
Неудачная история первого фонда открытого типа
Открытый тип фонда (open-ended) означает, что инвесторы могут купить и продать доли по цене, которая соответствует стоимости активов фонда. До MIT все фонды были закрытого типа (closed-ended), что означает, что цена доли может не соответствовать стоимости активов. Раскрытие информации оставляло желать лучшего. И как вы можете догадаться, управляющие часто манипулировали ценами в своих интересах.
MIT оказался чем-то совершенно новым. Он обещал прозрачность и честность, а также низкие комиссии. У него была разумно консервативная инвестиционная политика с акцентом на крупные дивидендные акции. MIT обещал не торговать этими акциями, а купить и держать.
Вот что пишет в своей книге "Дилемма инвестора" профессор Льюис Ловенстайн:
Прозрачность и гибкость, а также надежность и удобство, предложенные мелким инвесторам, сделали MIT уникальным вкладом в финансовую отрасль... Хорошие идеи обычно довольно просты - именно простота концепции делает их в итоге успешными.
Как и фонд Voya, MIT держал акции в течение длительного времени. В 1949 году средний период удержания составлял 27 лет. Фонд привлекал инвесторов с похожими взглядами. Изъятия средств составляли менее 3% в год. Комиссия была всего 0.4%. К 1960 году комиссия уменьшилась до 0.19%.
Но в отличие от Voya, история MIT имеет печальный конец. И эта история показывает, как хорошие идеи превращаются в средства наживы. К сожалению, история Wall Street и финансовых корпораций других стран знает много подобных примеров.
Проблема фонда MIT c точки зрения финансовой индустрии заключается в том, что никто не может сделать на нем деньги - кроме самих инвесторов. Поэтому в 1969 году кто-то каким-то образом убедил MIT нанять внешнего управляющего. До этого у MIT были только свои менеджеры. И это стало началом конца.
Под руководством внешнего управляющего фонд начал повышать комиссию. Изменился и стиль - он стал более агрессивным, частота торговли возросла. Все это закончилось печально - фонд пришел в упадок. В 2004 компания BlackRock купила его и объединила с другими своими фондами. MIT больше не стало.
Большинство современных фондов взимают слишком высокие комиссии, торгуют слишком много и при этом показывают посредственные результаты. Профессор Ловенстайн пишет, что в среднем фонды держат 160 акций и оборачивают их в течение года. Это не инвестирование. Но финансовая индустрия зарабатывает деньги.
Ваш брокер не хочет, чтобы вы просто покупали и долго держали акции. Он хочет взимать с вас комиссии. Он хочет продавать вам свои продукты и услуги.
И это возвращает нас к фонду Voya. История MIT показывает, насколько удивительно, что Voya сумел просуществовать так долго без изменений и сохранил свою миссию.
Даже если по какой-то причине вы не имеете возможности инвестировать надолго, то наверняка в вашей жизни есть кто-то, с кем вы можете поделиться мудростью долгосрочного инвестирования. Расскажите им историю Voya. Поведайте о важности низких комиссий и длительном удержании лучших акций. Поделитесь идеями индексных фондов, ставших наследниками Voya и раннего MIT. И пусть они понимают, в чьих интересах работают финансовые корпорации.
Как говорил Томас Фелпс, автор книги "100 к 1":
В "Алисе в стране чудес" нужно быстро бежать, чтобы оставаться на месте. На фондовом рынке же нужно оставаться на месте (и ничего не делать), чтобы бежать быстро.
Обратите внимание
Чтобы узнать больше о стратегиях и нюансах долгосрочного инвестирования в надежные инструменты, приходите на мой онлайн-курсе «Индексное инвестирование. Простой подход к фондовому рынку».
Курс разработан для слушателей, которые хотят создать капитал для долгосрочных целей, вкладывать только в надежные финансовые инструменты (никаких форексов и пирамид) и не тратить на это много времени.
Записаться можно здесь. Первое занятие бесплатно.
Успешных инвестиций,
Филипп Астраханцев,
Основатель Академии ГлавИнвест
P.S. Поставьте, пожалуйста, лайк, если вам понравилась моя статья