Найти тему
Global Women Media

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

13–14 ноября состоялся Всероссийский сетевой форум с международным участием «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства». Одна из его площадок была посвящена обсуждению такого явления, как одаренность у детей. Интересно отметить, что среди участников – психологов, педагогов, ученых, интересующихся данной тематикой, большую часть составили именно женщины. С докладом на тему «Одаренность в дошкольном возрасте: проблемные аспекты выявления и развития» выступила Елена Белова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Спикер отметила, что дошкольное детство – это важный этап в формировании личности ребенка, развитии его познавательных процессов и видов деятельности, раскрытии способностей и дарований. Уже в этом возрасте у человека может проявляться высокий творческий потенциал, который является основой одаренности. Однако всегда следует помнить, что дети не могут самостоятельно развить свой талант, им необходима поддержка взрослых. Для этого родителям важно заметить способности ребенка, выявить его одаренность.

В настоящее время существует большое количество концепций одаренности. Однако их объединяет то, что акцент в них делается на представлении данного явления как развивающейся сложной структуры. «Одаренность на этапе дошкольного возраста чаще всего рассматривается как потенциал или высокая способность в ракурсе асинхронных моделей развития, – подчеркнула Елена Белова. – Например, ребенок может ярко проявлять признаки одаренности в одной какой-либо предметной области и быть наравне с ровесниками в другой».

Особое внимание в своем выступлении спикер уделила концепции А.А. Матюшкина, согласно которой в основе одаренности заложен творческий потенциал. Он заложен в человеке с рождения и может раскрываться со временем в любой из областей деятельности. При этом ученый подчеркивал, что развитие таланта может быть задержано или загублено на любом этапе, поэтому необходимы специальная психологическая помощь и поддержка в развитии таланта.

В своем выступлении Елена Белова отметила, что для одаренности как для раскрывающегося творческого потенциала человека характерны несколько следующих черт: высокая познавательная потребность и познавательная активность, инициативность, настойчивость в творческом поиске, легкость возникновения новых идей и образов, большое стремление к творческому самовыражению. При этом спикер уточнила, что детское творчество значительно отличается от взрослого и поэтому требует иных критериев оценки и направлений развития. В свою очередь некоторые психологи сегодня говорят именно о комплексном подходе как о важнейшем условии выявления и развития одаренности дошкольников. Они тоже уделяют много внимания творческому потенциалу, но при этом считают необходимым учитывать все области развития ребенка: интеллектуальный потенциал, самоорганизацию и саморегуляцию, эмоционально-личностные характеристики развития, особенности общения, особенности игровой активности и взаимодействия, специальные навыки и умения.

Елена Белова рассказала, что Психологическим институтом РАО было проведено исследование специфики раскрытия одаренности в дошкольном возрасте, в котором приняли участие 230 детей от 5 до 6 лет (дошкольников) и 60 детей от 6 до 7 лет. Результаты исследования показали, что дети с высоким творческим потенциалом, отнесенные к одаренным, составили 13,6% дошкольников и 15% более старших детей. «Было установлено, что в обследуемых двух возрастных выборках одаренные дошкольники превосходят сверстников по творческому, интеллектуальному развитию, уровню сформированности коммуникативных умений, словарному запасу. У них более выражены познавательная потребность и стремление к творческому самовыражению. При этом данные различия статистически значимы», – объяснила спикер. Это не означает, что такие дети не сталкиваются с проблемами, – опережение в творческом и интеллектуальном развитии дошкольника не подразумевает опережения во всем. Например, в некоторых случаях можно увидеть у ребенка сочетание высокого творческого потенциала с недостаточностью развития общения, трудностями формирования речи, внимания и пр. Однако Елена Белова подчеркнула, что нельзя четко разделять детей на «одаренных» и «не одаренных», но важно учитывать, что есть дети, которым необходимо помогать развивать их способности.

Елена Белова озвучила несколько возможных вариантов решения проблем одаренных дошкольников. Среди них – объединение аспектов возрастного развития – особенностей одаренных дошкольников, связанных с опережением в творческом развитии и относительным отставанием в других сферах, а также специальная подготовка психологических и педагогических кадров на качественно новом уровне для работы с такими детьми. В своем выступлении Елена Белова также выделила три основных аспекта эффективного решения проблем современных одаренных дошкольников. Во-первых, представления об одаренности дошкольника в соответствии с последними исследованиями. Во-вторых, принципы изучения и развития одаренности в дошкольном возрасте. В-третьих, гармонизация развития ребенка, успешное раскрытие его талантов и дарований как в дошкольном возрасте, так и во всей последующей жизни. Елена Белова уверена, что, подготовив почву на таком важном этапе, как дошкольный возраст, мы обеспечиваем ребенку возможность успешно развиваться впоследствии.

Виктория Ежова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»