Война в Сирии против « Исламского государства» близится к завершению: уже в начале следующего года или даже в конце этого можно ожидать уничтожение последних анклавов террористов. Но Сирия, можно сказать, уже смогла породить новый конфликт между Ираном, его союзницей группировкой «Хезболла» и Израилем.
Шиитские подразделения оказали значительную поддержку президенту Асаду в войне против Исламского государства и разношерстных оппозиционных группировок. Наверняка его силы останутся здесь и после войны – недавно появились сообщения о строительстве Ираном недалеко от Дамаска постоянной военной базы. Таким образом, иранские солдаты оказываются беспрецедентно близко к Израилю. Кроме того, необходимо отметить, что шиитские подразделения уже получили большой опыт военных действий.
До настоящего времени «Хезболла» не искала возможности для начала большой войны с Израилем. Тем не менее, ее поведение в южном Ливане позволяет предположить, что подготовка к войне с Израилем ведется. Так, по сравнению с 2006 г. «Хезболла» увеличила свой арсенал ракет более чем в 10 раз до 100 тыс., при этом ракеты стали значительно точнее и мощнее. Несколько тысяч из них способны нанести удар на дистанции до 250 км, то есть достичь даже южных областей Израиля.
Ракетный удар «Хезболлы» для Израиля, если не окажется фатальным, то может нанести очень серьезный урон. Израиль, несмотря на развитую систему ПВО, остается крайне уязвимым для высокоточного ракетного удара: как и все небольшие государства, он не имеет большого запаса прочности и в случае вывода из строя даже одного жизненно важного объекта заменить его будет просто нечем – это в первую очередь касается объектов водоснабжения и энергетики. Следовательно, даже небольшого числа ракет, прорвавшихся через систему ПВО, будет достаточно для того, чтобы вызвать огромные проблемы в масштабах всей страны.
Еще более угрожающим выглядит тот факт, что теперь Ливан не зависит от Ирана в отношении поставок ракет. По информации кувейтского издания «аль-Джарида» Иран построил в Ливане несколько подземных военных заводов, так что «Хезболла» теперь может производить ракеты прямо в Ливане и не опасаться, что Израилю удастся уничтожить местное производство.
Если Израиль попытается ответить быстрой наступательной операцией с применением тяжелой бронетехники, то ее на территории Ливана будет ждать хорошо организованный враг - сейчас вооруженные отряды «Хезболлы» достигают 25 тыс. человек, 5 тыс. из них прошли подготовку в Иране, каждый третий сейчас находится в Сирии. В резервах числится еще около 20 тыс. человек. В южном Ливане, то есть на самой границе с Израилем, около 10 процентов населения являются членами «Хезболлы», в большинстве домов есть оружие, а многие из них соединены между собой туннелями.
Сам Израиль вряд ли пойдет на обострение ситуации с Ливаном, что про «Хезболлу» сказать нельзя – ей ведь необходимо восстанавливать свой авторитет среди арабов, отношение которых к группировке заметно охладилось после ее участия в войне в Сирии, где «Хезболла» выступала на стороне шиитов, когда большинство арабов являются суннитами. На руку началу войны может сыграть и воинственный менталитет арабов, которые имея большое количество оружия, хорошо организованных бойцов могут попытаться превзойти свои успехи 2006 года, когда Израиль не смог добиться своих целей и под международным давлением был вынужден вывести свою армию из Ливана.
* «Исламское государство», запрещенная в России террористическая организация