«Бизнес – это искусство заводить друзей», - так утверждал американский бизнесмен Герберт Кессон, которого часто называют «Дейлом Карнеги для деловых людей». С ним соглашаются успешные политики и бизнесмены, которые добивались большего успеха, объединяя свои усилия или окружая себя сильной командой единомышленников. Попробуем разобраться, подходит ли формула успеха Кессона любому бизнесу, независимо от масштабов.
Американский экономист Оливер Вильямсон в 2009 году стал лауреатом Нобелевской премии за исследование влияния социального доверия на снижение операционных издержек. Если упростить его фундаментальную работу, то можно выделить следующую идею: при наличии связей решается любая проблема, при отсутствии и неумении создавать связи – бизнес-карьера состояться не может.
Бизнес-нетворкинг – это что-то среднее между искусством и наукой построения профессиональных отношений, но лишь у немногих получается делать это непринужденно. Есть много причин для нетворкинга, главная из них – чем больше людей вы встречаете, тем больше круг ваших знакомств и больше шансы на нахождение лучших клиентов, партнёров, работодателей или сотрудников. Цель обширных деловых контактов - увеличение дохода от бизнеса.
При общении в формате нетворкинга за основу берётся принцип: «Друг моего друга – это и мой друг». Нетворкинг в бизнес-среде и нетворкинг в маркетинге является необходимостью, источником ценной информации и контактов. Увеличивайте свою сеть контактов, и это откроет новые возможности: бизнес-партнеры будут появляться как будто «из ниоткуда», а связи, узнаваемость и доверие внутри вашей сферы бизнеса будут расти.
Но нетворкинг может быть как позитивным, так и негативным. Позитивный нетворкинг – вы ищете новые знакомства, чтобы предоставить людям свои услуги, поделиться своими знаниями и умениями. Следовательно, вы больше отдаете другому человеку. Негативный нетворкинг – использование «полезных» знакомств только для извлечения выгоды. При этом сам человек практически ничего не отдаёт. Золотая середина – слияние обоих видов нетворкинга: не только использовать других людей, но и предлагать что-то взамен.
Почему же нетворинг настолько важен для успеха в бизнесе, и какие преимущества у профессиональной сети знакомств?
1. Новые контакты.
Наиболее очевидным преимуществом нетворкинга является привлечение потенциальных клиентов. Нетворкинг также помогает найти новые возможности для партнёрских отношений, совместных предприятий или для масштабирования бизнеса.
2. Быть в курсе событий.
В постоянно меняющейся среде важно идти в ногу со временем и стараться опережать тенденции. Посещение семинаров и общения с коллегами и деловыми партнёрами поможет всегда оставаться в курсе событий и не упустить что-то важное.
3. Решение проблем.
Нетворкинг помогает найти решения для текущих бизнес-задач. Например, если вашему бизнесу нужны услуги бухгалтера или юриста, можно найти идеального кандидата через сеть своих контактов. Если бизнесу необходимы инвестиции, их можно привлечь через нетворкинг.
4. Обмен знаниями и опытом.
Нетворкинг идеально подходит для приобретения новых знаний и предоставляет возможность получить опыт других людей, прежде чем инвестировать время и деньги в конкретную идею.
5. Уверенность и моральный дух.
Общение в деловой среде очень мотивирует, особенно на сложных ранних этапах становления нового бизнеса.
В эпоху цифровых технологий личная встреча уже кажется чем-то старомодным. Социальные сети, такие как Facebook, LinkedIn,Twitter или Instagram, - отличные способы общения с клиентами и деловыми партнёрами, но они не заменяют реальную встречу. Зрительный контакт, мимика, жесты – всё это остаётся мощными инструментами, помогающими построить доверительные отношения и вывести их на абсолютно другой уровень, невозможный для построения в соц сетях. Отраслевые конференции, саммиты, круглые столы – это отличная возможность узнать новости отрасли и завести полезные знакомства. Вы можете столкнуться с успешными стартапами, инновационными бизнес-идеями, влиятельными лицами, узнать истории успеха, которые откроют вам неожиданную перспективу или возможность по-новому реализовывать долгосрочные цели. Но как использовать участие в мероприятии максимально эффективно для нетворкинга?
9 лайфхаков:
1. Заводите новые знакомства, а не концентрируйтесь на старых.
2. Не продавайте, а слушайте.
Когда вы встречаете кого-то в первый раз, постарайтесь узнать собеседника лучше. Чем вы можете быть ему полезным? Нетворкинг – не продажа. Начните с доверия.
Что вы умеете? Что вы знаете? Кого вы знаете? Если вы никаким образом не пересекаетесь со сферой интересов человека, нужного вам, шансов на какие-то отношения практически нет.
3. Обменивайтесь контактами.
Несмотря на то, что визитные карточки хоронят уже не один десяток лет, это до сих пор инструмент установления контактов для продолжения общения. Визитка должна быть читаемой и содержать всю необходимую информацию. Держите визитные карточки в нагрудном кармане пальто, кармане рубашки или во внешнем кармане кошелька, чтобы их было легко достать. Перед тем, как передать свою визитку, напишите на ней что-нибудь от руки: дополнительную контактную информацию или личный номер телефона. Собеседник почувствует, что получил что-то особенное, недоступное другим.
Не забывайте и про мобильный телефон - если у другой стороны есть совместимое устройство, вы можете мгновенно обмениваться контактной информацией, например, через AirDrop для iOS.
4. Оказывайте знаки внимания.
Во время разговора на мероприятии, повторите имя собеседника несколько раз. Люди очень любят слышать свое имя – это правило работает на подсознании, и поможет вам лучше запомниться.
5. Будьте заинтересованным, а не просто интересным.
Вместо того чтобы рассказывать о себе, задавайте собеседнику больше вопросов. Когда вы начинаете общение, не пытайтесь утопить собеседника в океане ваших бизнес-идей или профессиональных навыков и не переключайтесь сразу же на себя. Спросите, почему собеседник пришёл на мероприятие, поинтересуйтесь, как он попал в бизнес или на эту должность, что он больше всего любит в своей работе, что интересное за последнее время создал или пережил. Если вы чувствуете себя комфортно, спросите об увлечениях или семье - это создает нужное первое впечатление. А затем вам будет намного проще говорить о себе и своих идей. Собеседники будут заинтересованы в вас, потому что вы были заинтересованы в них.
6. Будьте открыты.
Всегда держите одну руку свободной для рукопожатия, не стоит есть и пить одновременно. Помните, мероприятие – это способ наладить контакты, а не поесть.
7. Будьте сдержаны.
Не пытайтесь вклиниться в группу из четырех или более человек. Вы можете встать рядом, но не пытайтесь вступать в дискуссию, пока не встретитесь взглядом со всеми, и пока как минимум два других человека не обратятся к вам лично. Не подходите к двум собеседникам, которые вовлечено что-то обсуждают, - так вы можете прервать важный разговор.
8. Напоминайте о себе.
Специалисты по нетворкингу в один голос говорят об одном: если вы не напоминаете о себе, вы теряете полученные контакты. Гуру нетворкинга Кейт Феррацци (автора книги «Никогда не ешьте в одиночку») советует: «Напишите по электронной почте, SMS, через соцсети или позвонить в течение 48 часов после первой встречи. Если вы действительно хотите построить отношения, не отправляйте формальное «приятно познакомиться» по электронной почте. Найдите то, что будет полезно собеседнику: ссылку на нужную программу c описанием, новость в общей сфере бизнеса, полезный человеку контакт. Так, ваше письмо будет не саморекламой, а действительно ценным сообщением, и вы произведёте хорошее впечатление. И если вы получите ответ, и собеседник вас реально интересует, предложите на неделе встретиться в кафе.
9. Расслабьтесь!
Не забывайте, что нетворкинг – это непринужденное общение и заведение не только полезных, но и приятных контактов с новыми людьми. Это не телефонные переговоры с попытками продать что-то или навязать свои услуги. Новые знакомые могут даже стать вашими лучшими друзьями, кто-то – инвестором в ваш проект, новым партнёром, а кто-то, возможно, - будущей женой или мужем :) Это не гонка за количеством визиток и знакомств, а установление содержательных контактов. Один или два таких контакта за мероприятие – отличный результат!
Узнать больше на наших страницах в соц сетях: Facebook, VKontakte, Instagram.