Найти тему

«КУМПАНСТВА» В КОЗЛОВСКОМ УЕЗДЕ

В конце 1696 года, Петр Первый решил принять настоятельные меры к созданию морского флота. 4 ноября 1696 года по «приговору» Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота «кумпанствами», в которые были сгруппированы дворянство (18 «кумпанств») и духовенство (17 «кумпанств»). В обязанности «кумпанств» входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8000 дворов, а дворянство — от 10000 дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора. 11 декабря 1696 года был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего «кумпанства» должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Разряд, во главе которого был поставлен воевода Т.Н. Стрешнев. Расходы «кумпанств» составляли – работы по постройке корабля. Расходные материалы – дерево поставлялся казной из отчужденных лесов расположенных по реке Воронежу. Каждое «кумпанство» получало в свое пользование определенный участок леса. В 1697 году, с этой целью, была произведена опись и отвод леса в казну, думным дворянином Иваном Петровичем Савеловым. В 1697 году в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 года часть судов была спущена на воду, а весной 1699 года в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле «Крепость», Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е.И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

В 7206 (1698) году в Козлове производилась постройка стругов под «сырые дубовые лесные припасы» (заготовка лесных припасов в «плавные азовские отпуски») и двух стругов под уголье стольником Кузьмой Семеновичем Титовым. (Титов писал о невозможности построить прибавочные струги потому, что «в Козловском и Добренском уездах в кумпанствах леса все на струги и на морские суды вырублены» и из «осталых двух кумпанств Григория Строганова» построенные струги нельзя сплавить «нынешними малыми водами» вследствие окружающих отводные леса великих болот.

7207 (1698) годом датируется челобитье козловцев городовой службы заказных лесных сторожей Мирона Гаврилова с товарищами об освобождении их за тягостью службы от посылки на струговые поделки с работными людьми и выборе новых лесных сторожей на место выбывших. В выписке, составленной в Разряде говорится: «велено им (лесным сторожам) беречь и осматривать накрепко угожих лесов на строенье шихбенбадров и кораблей, которые шихбенбарды и корабли по указу великого государя велено строить гостям к отводным добренским лесам их описных лесов в козловском уезде в Олешенском и Оловайском станах, едучи от города Доброго к городу Козлову от речки Чернавы вверх по речке Воронежу до реки Иловай, дубовой и сосновой лес, чтобы всяких чинов люди тех угожих лесов не рубили и не жгли и в домы к себе никуды не возили»… Указано было оставаться челобитчикам у тех лесов для караула в сторожах, а на поделки до указа не посылать.

22 ноября 1698 года в Козлов была направлена царская грамота о доправлении денег на корабельное строение, через посланных для сего подьячих и о даче им постоялых дворов и для правежа денег служилых людей, а для отправки казны в Москву подвод с проводниками. «От Великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца в Шатской, в Верхней Ломов, в Тамбов, в Козлов, в Донков, на Лебедянь, в Ефремов, на Елец, в Землянск, на Коротояк, в Острогожской, в Ольшанск, на Усерд, в Старой Оскол, в Новой Оскол стольником нашим и воеводам и всяким приказным людям. «В нынешнем в 207 году по нашему Великого Государя указу, посланы с Москвы Володимерскаго судного приказу подьячей Козма Захарьин да Стрешенской сотни Никитка Кирилов для того. Били челом нам, великому государю, гости: в прошлом де в 206 году послан был он же, Никитка Кирилов, из Полаты корабельного строения с нашею Великого Государя грамотою, какова дана из Володимерскаго судного приказу с про… к воеводам и приказным людям по городом, и по наказу из полаты корабельного строения для сбору полуторы десятой деньги на новокорабельное строение он, Никитка, послан, а велено ему деньги собрать в городах на земских старостах и мирских людях и на беломестцах и на градских и с уездных жителей, кои торгуют и промышляют и на ремесленных людях и за кем есть лавки и анбары и харчевни и кузницы и выслал к Москве в полату корабельного строения. И прошлого же 206 (1698) году августа в 31 день он, Никитка, написал в полату корабельного строения воевода де Богдан Пыжов сказал нам великого государя указ земскому старосте и мирским людям и беломестцом городовым и уездным торговым и промышленным людям, и города де Козлова в сборе денег на корабельное строение земской староста и мирские люди стоят на правеже, а беломестцы городовые и уездные жители учинились нашему великого государя указу не послушны и корабельному делу чинят остановку, а которые заводчики и дети боярские и дворяне и всяких чинов люди, за кем есть лавки и онбары и харчевни и кузницы и всякие торговые промыслы денег не плотят, и он де Никитка явился на Москве в полате корабельного строения, а из городов денег не выслал и с собою не привез, и в сказке своей сказал: в Козлове де посадские люди ему, Никитке, сказали: с посадских де людей сбирается десятой деньги 42 рубля 8 денег, опричь беломестцов, и те де деньги августа к 3 числу они вышлют к Москве, а с иных городов денег к Москве он, Никита, не выслал, и города Козлова посадские люди по сказке своей к указному числу денег не выслали же, а в иные городы он Никита и ныне ездил. И нам, великому государю, пожаловать бы из велеть о посылке в те городы на ослушников нам великого государя указ учинить, да и в прежние корабли деньги на тех ослушниках доправить по наказу, каков дан будет из полаты корабельного строения. И мы великий государь, указали в те вышеписанные городы послать из Володимерскаго судного приказу нарочно подьячего Кузму Захарьина да с ним Сретенской сотни его же Никитку, и в тех, вышеписанных городех на земских старостах и на посадских людях и на беломестцах градских и уездных людях, кои торгуют и промышляют, и на ремесленных людях, за кем в тех городах есть лавки и онбары и кузницы и харчевни и всякие торговые промыслы, по прежнему и по сему нашему великого государя указу и по наказу, каков дан из полаты корабельного строения ему, Никите деньги доправить безсрочно, тотчас безо всякого мотчания, чтоб за тем корабельному строению остановки никакой не было. И как к вам ся наша великого государя грамота придет, а подьячий Кузма Захарьин с ним, Никиткою, в те вышеписанные городы приедут, и вы б, стольники наши и воеводы и всякие приказные люди в тех вышеписанных городах земским старостам и посадским и мирским людям и беломестцам и градским и уездным жителем, кои торгуют и промышляют, и ремесленным людям, за кем есть лавки и онбары и всякие торговые промыслы, в правеже тех денег ему, подьячему с ним, Никиткою, по прежнему и по сему нашему великого государя указу, во всем велели быть послушными, а на ослушников давать бы вам служилых людей, сколько человек понадобится, а подьячему Кузьме Захарьину и Никитке Кирилову велели отводить постоялые дворы, где пристойно, а под нашу великого государя денежную казну, которая от земских старост послана будет к Москве к корабельному строению велели давать подводы и проводников сколько понадобится, а подводы нанимать из земских же изб. А буде вы, стольники наши и воеводы и приказные люди присланным подьячему Кузме Захарьину и Никитке Кирилову в сборе нашей великого государя денежной казны учините хотя какую малую остановку или на ослушников служилых людей давать не станете, и за то вам быть от нас, великого государя, в опале и в розорении и доправлено будет на вас пеня большая. А прочет сю нашу великого государя грамоту и списав с ней списки, оставливали в тех городах в приказных избах, а подлинную нашу великого государя грамоту отдавали тому подьячему с роспискою, не держав у себя ни малого времени. А сколько в котором городе тех денег им доправить, и тому под сею нашею великого государя грамотою роспись». Писан на Москве лета 7207 (1698) году, ноября в 22 день. А на подлинной великого государя грамоте припись дьяка Никиты Полунина. Справа подьячего Тимофея Долгова. А по записи та великого государя грамота отдана подьячему Кузме Захарьину, 207 (1699) году января в 30 день великого государя грамоту подьячий Кузма Захарьин взял и росписался.

В 1700 году октября в 4 день по указу Царя Петра Первого велено было стольнику Афанасию Ивановичу Зиновьеву «в уездах … Козловском… описные леса, которые писаны и отведены на строение адмиралтейского двора, и на корабельные, и на иных морских судов строения и на струговое дело с лесными объездчики и иных посторонних людей ближних сел и деревень, описные леса осмотреть и описать и сметить по прежней описи думного дворянина Петра Ивановича Савелова, да дьяка Никиты Павлова, да воронежцов дворян Антона Веневитинова, Акинфия Лосева, Автонома Стерлягова, 205, и 206, и 207, и 208 годов». В этих описях встречаются интересные подробности, такие как название местности, указание межевых признаков, перечисление имен лесных сторожей и объездчиков.

В Козловском уезде было отведено купеческим «кумпанствам» в Олешенском и Иловайском станах, едучи от Доброго к городу Козлову, от речки Чернавы вверх по реке Воронежу, по левой стороне до речки Иловая, дубового и соснового лесу, поперек две версты, а от речки Воронежа и от струговой пристани длиннику три версты, для строительства 4-х ших-бомардиров и 5-ти барбарских кораблей. Весь дубовый лес шел на корабельное строение, а сосновый на струговые дела. «А в остатке того лесу… редкого в длину версты на полторы, а поперек версты на две и меньше…».

«Кумпанству» боярина князя Бориса Алексеевича Голицына, для строительства баркалона, отведено дубового и соснового лесу, «едучи Буховскою дорогою от сосны с гранью по левой стороне до сосны ж с гранью, поперечнику Буховскою дорогою верста, а длиннику от другой сосны с гранью и от Буховской дороги лесом по лессовым затесам к Козловским селам до верховья речки Чернавы и до дуба с гранью две версты». Объезжать и охранять этот участок леса поручено было Козловского уезду лесным сторожам села Иловая Семену Щербатому и села Лаврова Евсевью Наумову.

«Кумпанству» боярина князя Михаила Григорьевича Ромодановского, для строительства баркалона, отведено дубового и соснового лесу, «подле «кумпанства» боярина князя Бориса Алексеевича Голицына едучи Буховскою дорогою, по левой стороне, от сосны с гранью, поперечнику Буховскою дорогою до сосны ж с гранью верста, а длиннику от сосны ж с гранью подле «кумпанства» боярина князя Бориса Алексеевича Голицына две версты, а в другом же длиннике от сосны же с гранью и от дороги лесом по лессовым затесам до речки Чернавы и до дуба с гранью 400 сажень». Объезжать и охранять этот участок леса поручено было Козловского уезду лесным сторожам села Ратчина Ивану Камеснину и деревни Радостной Афанасию Зацепину.

«Кумпанству» боярина Матвея Богдановича Милославского, для строительства баркалона, отведено дубового и соснового лесу, «подле «кумпанства» боярина князя Михаила Григорьевича Ромодановского, Голицына едучи Буховскою дорогою по левой стороне, от сосны с гранью длиннику по Буховской дороге до речки Чернавы и до дуба с гранью 4 версты, поперечнику от Буховской дороги к речке Чернаве ж лесом 300 сажень». Объезжать и охранять этот участок леса поручено было Козловского уезду лесным сторожам села Гавриловки Мирону Гаврилову, села Жидиловки Андрею Казначееву и села Тернового Клемену Объедкову.

В течение нескольких лет «кумпанства» смогли спустить с верфей несколько десятков кораблей. К 1700 для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и 113 гребных судов. Однако постепенно Пётр I приходил к мысли о малой эффективности «кумпанского» метода строительства. В 1700 году, «кумпанства», как особая форма кораблестроительных организаций, были упразднены. Вместо них был введён единый государственный налог «на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег».

Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед