Все таки, прав был Венечка. "Во всей земле, от самой Москвы и до самых Петушков, нет ничего такого, что было бы для меня слишком многим…" Смоленско-Московская возвышенность, она хоть и прилегает к возвышенности Среднерусской, но высшая точка тут всего 320 метров над уровне моря. И правда — ничего возвышенного тут нет и не происходит.
А значит — снова подъем в четыре утра, снова в аэропорт. Рейс до Минвод. Прочь из родного города тебя провожает таксист, не знающий ни слова по-русски, он жует насвай и полоскает рот после него чаем Nestea, который потом сплевывает на асфальт, открывая дверь на ходу. Не подумайте, я не страдаю ксенофобией. Родители моей бабушки приехали еще в царскую Россию из Польши. Корни ее мужа уходят высоко в кавказские горы. Главная семейная легенда — о высокой семейной башне…
Было это до распространения фотографии. Не осталось ни пожелтевших снимков, ни письменных или каких-то иных свидетельств. Была эта башня или нет? В Карачаево-Черкесии, как гласит легенда, или где-то еще? Жилая или сторожевая? Как-то за щедро заставленным вареным и жареным мясом столом я обсудил эту тему с серьезными людьми в Ингушетии. Седовласый старец улыбнулся и покачал головой. "Башня, скорее всего, стояла на склоне горы, над торговым путем. Чтобы было хорошо видно подходящий караван…"
Понятно, что с караваном было дальше. Перераспределение материальных ценностей. Насилие. Все то же самое, что происходило в средние века в старушке Европе, только без мишуры религий или общественного блага.
Сегодня, если сравнить с теми временами, в Карачаево-Черкесии жизнь уже совсем светская, даже за пределами городов, похожих и непохожих на Москву в миниатюре.
Температура крови тут в среднем на градус выше, что хорошо заметно по дорожному движению. Обгон по-карачаевски — отчаянная езда в три машины по двухполоске.
Удивительно просто, эффективно, и даже безопасно, ведь встречные-поперечные, не сговариваясь, сдвигаются на метр в сторону обочины. Главное, чтобы не появился четвертый участник пьесы…
И если ты видишь колонны "Лад" без номеров, мчащихся 180+ по встречке, это просто перегон новых автомобилей в другой автосалон.
В остальном, ритм жизни тут гораздо медленнее, чем к чему мы привыкли в большом городе. Это не средневековье, не девяностые — просто другая жизнь.
Другой воздух вокруг — вкусный, пропитанный ароматами разнотравья. Другая вода в реках — прозрачная, бурлящая. Другие люди, жизнь которых сходу не понять, не оценить, не примерить.
Вроде бы, небольшой кусочек карты — но расстояния большие. Обходим горы. Наш маршрут — Минводы-Кисловодск, оттуда — через перевал Гум-Баши до Черкесска и Зеленчукской.
Могущественная природа, нависающая бицепсами горных хребтов над скрытыми в тени петлями щербатых серпантинов. С перевала Гум-Баши открывается красивый вид на Эльбрус.
Дорога тут плохонькая, но сплошь асфальтовая, доехать можно на любой легковушке. Грузовиков нет. Легковушек мало. Сумасшедшие виды, быстрые повороты. Жаль, что этот участок очень короткий, всего несколько десятков километров. Но кайфа — на сотню.
Серпантин заканчивается в долине реки, над которой стоят высокие скалы. Чем-то похоже на Альпы, вместе с тем — вновь совсем непохоже.
Дорога в Архыз через Зеленчукскую — невыносимо хороший асфальт. К счастью, мы знаем другую, длинную и долгую дорогу. Пунктир на карте — всегда лучше толстой линии.
Узкая каменистая грунтовка, по которой продираешься, проскребаешься, то и дело сменяется бескрайними альпийскими лугами.
Солнце обжигает лицо и руки, даже в +10 градусов. Мы ближе к нему на два километра…
Чем выше в гору, тем ниже шанс встретить местных на "жигулях". Царство низких кустарников, колючих цветов и полного привода. У старой "Нивы" нет электронных имитаций, но есть огромные ходы подвески и задняя блокировка. Едет, старушка…
Двухчасовая прогулка в этих местах легко превращается в четырехчасовую. Вместо двух фототочек — двадцать две. Фотографы по обыкновению делают снимки автомобилей. Глупое занятие! Осмотрись вокруг, вдохни полной грудью. Повтори. Еще повтори. Машинка хорошая, но без нее — красивее. Довольные жизнью коровы буквально стучатся в окна…
Высота 2250, идем по азимуту. Земля вокруг — словно смятое покрывало. На одном из сотен хребтов (точнее, склоне горы Пастухова) — сверкающий на солнце купол гигантского телескопа. Это Специальная астрофизическая обсерватория РАН — и именно туда мы и направляемся.
Кругом — коварная альпика. На первый взгляд, можно ехать куда хочешь, но нет никакой гарантии, что за очередным перегибом рельефа тебя не будет ждать стометровый сброс.
Дорога в сторону обсерватории удивляет своим качеством. Если бы не промоины, можно было бы подумать, что ты в Норвегии.
По бокам — бетонные столбики, ну чем не грунтовая версия Лестницы Троллей?
Торопимся, наваливаем, пускаем из под колес фонтанчики камней. Солнце заходит за горы, а нам нужно успеть на обсерваторию до начала наблюдений.
Когда в живую видишь один из самых больших в мире оптических телескопов, массой свыше 850 тонн, с диаметром зеркала в 6 м, фокусным расстоянием 24 метра, спрятанный под 53-метровым куполом на склоне горы на высоте 2070 м над уровнем моря, в голове появляется только одно определение: B.F.G… Хотя по-научному он называется БТА — Большой Телескоп Азимутальный.
Все, чем тут занимаются, нормальному человеку непонятно. Фундаментальная наука! "Исследование структуры, физической природы и эволюции внегалактических объектов, детальное изучение физических характеристик и химического состава нестационарных и магнитных звезд". Главный исследователь, Евгений, уже много лет каждую ясную ночь проводит за наблюдениями. Инопланетян, говорит, пока не нашел…
Закат, серпантин, дальний свет. Звезды, много звезд.
Воздух на бурно растущем курорте "Архыз" пахнет не соснами, а дизельным выхлопом. Хочу верить, что это ненадолго — закопают свинорой, доделают лыжные трассы, установят новые подъемники, и тут будет хорошо.
Наутро мчимся дальше. Второй рабочий инструмент САО РАН — радиоастрономический телескоп РАТАН-600.
Задачи телескопа все так же непонятны обывателю, имеющему десяток аккаунтов в соцсетях, и не расстающемуся с айфоном даже в отхожем месте. Обнаружение большого космических источников радиоизлучения, сопоставление их их с космическими объектами. Изучение радиоизлучения звезд. Исследования областей повышенного радиоизлучения на Солнце, их строения, магнитных полей.
С точки зрения человека, воспитанного советской научной фантастикой, особый интерес представляет и обнаружение искусственных сигналов внеземного происхождения…
Крупнейший в мире телескоп с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 м ныне работает не в полную силу, часть оборудования заброшено и не используется.
Стекла кабины номер 6 с гигантским вторичным зеркалом облюбовали миллиарды черных мух. Толстые медные кабели покрыты мхом. Рельсы заржавели… Именно эта кабина с 1985 года была символом телескопа. Ее изображение печатали на марках. Но по факту весь круговой отражатель сейчас не нужен, как и эта кабина…
В других, сверкающих свежей краской, кабинах — условный порядок, по меркам нищего, практически лишенного финансирования уникального научного учреждения.
Которое не смотря ни на что, все еще держится в топе мирового рейтинга…
После экскурсии — три часа гонки. Аэропорт Минвод. Самолет. Москва. Таксист, на удивление — русский, из Донецка. Привет, реальная жизнь. Голова гудит от перепадов давления и высоты.
Закрываю глаза — и вижу тронутые сединой первого снега хребты. Я в очередной раз не нашел семейной башни. Обгорел на солнце. Но какое это имеет значение?
Ведь если путешествия — это наркотики, то большие горы — самый сильный из них.