Если бы нас попросили описать всю фотографию одним изображением, мы бы выбрали этот снимок мексиканского современного художника Габриэля Ороско. Иронично, что изображение, способное рассказать о самой фотографии, о её внутренней системе, свойствах и возможностях, пришло с территории современного искусства, а не от традиционных фотографов. Обычно в современном искусстве фотографию используют как средство, помогающее зафиксировать некий авторский жест или авторское решение, зачастую пренебрегая её эстетическими возможностями. И, как ни странно, именно это пренебрежение фотографию сильно обогатило и не дало ей устареть. Об этом мы поговорим дальше в наших заметках.
А пока вернемся к изображению. Рассмотрите его внимательнее. Ещё внимательнее. Что вы замечаете в первую очередь? Лакированная поверхность пианино и блики на ней, мягкий свет от окна, солнечный день, чёрные провалы теней. В самом центре кадра — размытое странное пятно, которому, казалось бы, не место в этой гармоничной композиции. Но оно там есть, и ему уделено центральное место. Что делать зрителю с этим ни к чему не обязывающим сюжетом? Зачем был снят этот объект? И если он есть — что его присутствие нам сообщает? Не столько об истории внутри снимка, сколько о том, как он был сделан и что мы открываем в фотографии, как самостоятельной художественной форме, выступающей наравне с традиционными — живописью, или более современными — инсталляцией или перформансом.
Чтобы понять этот объект, мы должны знать название работы. Она называется «Дыхание на пианино». Отсюда мы понимаем, что видим след чьего-то дыхания. Именно этот мимолетный объект, но зафиксированный на снимке, позволяет увидеть важную способность фотографии, знакомую многим по концепции «решающего момента» французского фотографа Анри Кратье-Брессона — это «схватывание» реальности, остановка события в его кульминации или просто в его возможности остановиться. Но именно этот объект, природа которого состоит в том, чтобы исчезнуть через пару секунд, открывает и другую возможность фотографии — длить случившееся вечно. Для взгляда зрителя.
В жизни пятно исчезло, но фотография каждый раз, когда мы на неё смотрим, создает ситуацию появления пятна. Так, фотография не только «забирает» реальность, умерщвляя её, но и её рождает. В данном случае — реальность присутствия следа дыхания на пианино, ведь благодаря этому снимку след никогда не исчезнет из нашего поля зрения. Фотография лишила его эфемерности и подарила возможность «всегда быть».
Мы привыкли говорить о фотографии, как о поверхности, на которой мы видим знакомые вещи, то есть описывать то, что на ней изображено. Но работа Ороско подсказывает нам ещё одну важную перспективу, с которой любое изображение может быть увидено — с позиции того действия и взгляда, с которых оно было сделано. Снимок всегда несёт в себе след процесса, давшего ему рождение. И это не только объекты, появившиеся перед камерой случайно или по воле автора, но и процесс, который, например, добавляет такую смысловую важную деталь, как дыхание. Кто-то, предположим автор, должен был обдать тёплым дыханием пианино, чтобы оставить этот след. След, а также само это действие, является важной деталью снимка, и он переводит нашу зрительскую перспективу с рассматривания снимка через композицию, свето-тени или узнавание объекта, на то действие, что предшествовало созданию фотографии.
Об этой фотографии можно говорить бесконечно. И чем внимательнее мы смотрим — тем больше нового мы в ней узнаем. Просто всмотритесь внимательнее. Новое открытие уже близко.
Подписывайтесь на наш каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.