Недорубленный лес опять вырастает.
А.В.Суворов
Ошибкой было бы зарегулировать инструкциями все стороны работы компании. Каждая новая инструкция не только улучшает, но и омертвляет систему. Приучая людей не думать, а читать бумажку, вы их отучаете пользоваться головой.
Шаг назад от идеального
Если вы унаследовали бюрократическую машину, начинайте её вычищать от лишних бумаг. Часто помогает старый приём – «шаг назад от идеального». Уберите какое-нибудь второстепенное письменное правило (тем более, что они перекрывают друг друга), но устно требуйте его исполнения. Понятно, что это возможно лишь с очевидным и справедливым требованием, например, с благожелательностью.
То же относится основной деятельности компании. Наша тяга к автоматизации или, как ещё в шутку говорят, «бесчеловечности» производства часто превращает работу в рутину, что-то подобное движениям робота. Есть, конечно, люди, которые нормально это воспринимают, но большинство «лезет на стену». Вы ведь специально принимаете на работу живых, не роботов, помните?
Поэтому там, где возможно совсем обойтись без участия человека – автоматизируйте без колебаний. Ведь автоматизация имеет одно важнейшее преимущество – она легко масштабируется. Но там, где человек всё же нужен, даже в минимальной степени, следите, чтобы работа не тяготила его, соответствовала его уровню и ума, и образования, и психического построения.
Кроме того, стратегия «шаг назад от идеального» обычно приводит к значительному удешевлению процесса. Спросите у химиков – во сколько обходится каждая следующая «девятка» в пробе металла.
Воровство
А вот запрет воровства должен быть в своде внутренних правил. Наказанием для него должно быть, как правило, увольнение. Почему «как правило»? Потому что, во-первых, бывают мелкие провинности, которые можно заставить компенсировать или просто не заметить. Не устраивать же истерику по поводу утащенной с корпоративной вечеринки конфеты!
А во-вторых, такие сильные угрозы, как увольнение, не должны быть безусловными. Иначе они не оставляют провинившемуся надежды на помилование – он не станет ни возвращать украденное, ни признаваться. Можно, конечно, обещать «волчий билет» и прочие неприятности, но это уже выведение конфликта более дорогой уровень. Проще не связывать себе руки.
Вы должны чётко указать – что в компании считается воровством.
В отличие от понятных примеров, есть совсем не очевидные – использование служебной техники в своих целях, раздача родственникам канцелярских и малоценных предметов, получение «дополнительного» вознаграждения от клиентов себе лично, личные телефонные разговоры за счёт компании и т.п. Что из этого позволительно, а что – воровство?
Воровство – въедливый порок. Даже монастыри изгоняли монахов-воришек, если те не исправлялись. А в уголовном мире, который весь построен на присвоении чужого имущества, воровать у своих является верной дорогой вниз.
Работники должны знать, что им позволено делать, а что – воровство. Учтите, что эти границы условны и меняются с продвижением человека по службе. Например, автомобиль директора явно ездит не только на работу и домой, и это вполне нормально – его время очень дорого. Но водитель может «делать крюк» и подбирать в служебную машину товарищей только по отдельному разрешению.