Норвежский фотограф заинтересовался частной жизнью людей, оставляющих самые яростные и многочисленные комментарии в Сети, и решил посетить их дома. Он прочитал десятки тысяч комментариев и нашёл тех, кого искал. Портреты злейших спорщиков из разных городов и стран объединились в проекте «Воины Интернета».
Ник Хейнс угрожал гражданской войной, если изберут Хиллари Клинтон. Но прежде всего мистер Хейнс – семейный человек. Он завязал с мотоциклетным прошлым и выпивкой, чтобы жить трезвой жизнью со своими четырьмя детьми в сонном городке Пенсильвании, где работает водителем грузовика.
Оказалось, что его семейная жизнь резко контрастирует с другой занятостью – работой плодовитого интернет-комментатора. В период президентской кампании 2016 года он писал в среднем по 57 раз в день о коррумпированной системе, ангажированных СМИ и «Киллари». Голосование за миссис Клинтон он сравнил с убийством собственных детей.
Именно этот контраст между «нормальной жизнью» и активными онлайн-дебатами заставил Кирре Лиена (Kyrre Lien), фотографа из Осло, заглянуть в частную жизнь сообщества интернет-комментаторов. Для проекта под названием «Воины Интернета» (The Internet Warriors) Лиен прочитал десятки тысяч комментариев в Сети, чтобы собрать группу из 27 спорщиков со всего мира, представляющих все стороны политического спектра.
«У них была постоянная работа, у них была семья, у них были друзья и они жили вполне нормальной жизнью, но в то же время они оставляли эти ненавистные комментарии, – говорит фотограф. – Отчасти это и вынудило меня покопаться во всём».
В случае Хейнса Лиен предположил, что тот олицетворяет свои комментарии.
«Я думал, что если человек пишет ненавистные комментарии в адрес Хиллари или Трампа, а высказывания действительно злые и ужасные, то у человека и лицо ужасное, – говорит Лиен. – Но многие из этих людей оказались довольно приятными, они делали мне кофе и чай, и, пока мы не подбирались к политике, в них словно включалась другая личность».
И всё же фотограф не решился классифицировать их как интернет-троллей.
«Назвать их всех интернет-троллями было бы слишком резко. Многие из них тролли, но немало и просто очень упрямых людей, – пишет Лиен. – Все спорщики, с которыми я встречался, в действительности преданы отстаиваемому делу».
У них работа на полную ставку и семьи, это мужчины и женщины всех возрастов, которые так или иначе чувствуют себя маргинализованными. Возьмём, к примеру, Эшли Джонс, 22-летнюю студентку-психолога в Кардиффе, Уэльс. У неё накопилось более 180 000 твитов на различные темы, включая развлечения, проблемы ЛГБТ и «горячие парни».
«Некоторые люди называют меня троллем, например, когда я сказала, что организация ИГИЛ должна убить Дэвида Кэмерона», – сказала Джонс Лиену, упомянув бывшего премьер-министра Великобритании. «Я не думаю, что я тролль. У меня может быть своё мнение, но это всего лишь мнение. Для меня тролль – это тот, кто портит дискуссию, а я так не поступаю».
Фотограф сделал портреты комментаторов. Чаще всего он снимал в естественной для них среде, в их домах.
«Просто увидеть их дома, в их обстановке, с их компьютерами – всё это привносит в фотографию довольно много индивидуального», – уверен Лиен.
Кирре Лиен провёл недели, исследуя и изучая комментарии. Три-четыре дня он посвятил просматриванию страницы Facebook Ким Кардашян в поисках постоянных комментаторов, оставляющих последовательные сообщения. В результате Лиен вышел на женоненавистника, которого не смог запечатлеть для своего проекта.
Фотограф пришёл к выводу, что мотивация комментаторов зависит от их политической принадлежности. Лиен говорит, что правые это делают, «так как чувствуют угрозу и общество подводит их, не оправдывая ожиданий», а левые «чувствуют, что мы должны отстаивать то, во что верим».
София Срур, 23 года, мусульманка, ежедневно защищает свою религию.
«Среди комментариев так много невежества и ненависти в адрес моей религии, что я быстро раздражаюсь. Мной управляет гнев», – признаётся девушка. – «Я проводила более трёх часов каждый день, делясь своими взглядами на ислам. Участвовать в этих дискуссиях немного страшно, но я считаю, что это важно, чтобы сбалансировать весь негатив, который размещают».
Лиен потратил три года, отслеживая жизни тех, кого он называет интернет-воинами, но фотограф далёк от того, чтобы назвать себя троллем.
«Я бы предпочёл быть миротворцем Интернета, а не воином Интернета», – говорит Лиен.