Практика призывных мероприятий зачастую показывает, что правовая грамотность ребят призывного возраста об ответственности за невыполнение воинской обязанности невелика.
Для тех молодых людей, кто собирается служить и готовится к службе, тема ответственности за уклонение не представляет интереса. Эта тема для ребят, над которыми (с молчаливого попустительства родителей и старших товарищей) берет верх легкомыслие в надежде на то, что некоторые нарушения закона обойдутся без неприятностей. Самое страшное, когда уклонисты совершают осознанное нарушение, после которого обратной дороги нет, а впереди, как правило, дорога в никуда. Вместо дороги приходится идти по каменистой и грязной обочине.
Благодаря общим усилиям общественности, ветеранов и правоохранительных органов в Краснокаменском районе показатель количества призывников, в отношении которых проводятся розыскные мероприятия, один из самых низких в Забайкальском крае. Вот уже несколько лет показатель граждан, находящихся в розыске, практически «выведен на ноль». По этому вопросу Краснокаменский район всегда ставят в пример. Но, к большому сожалению, от этого показателя, существует, как говорят математики, и другая производная. Каждый год правоохранительные органы по одному-двум призывникам, нарушившим закон о воинской обязанности, возбуждают уголовные дела. Всего с 2011 г. было осуждено семь таких человек, что означает – семь призывников стали в категорию осужденных со всеми вытекающими последствиями. Для статистики это суровый и непримиримый показатель неизбежности наказания. Только гордиться такими показателями не очень хочется. Несмотря на мягкость и человечность закона, такое осуждение становится позором на всю жизнь. А ведь это судьбы и люди, у которых есть родители и родные.
В народе существует поговорка: «Жаль парня, стучится в тюрьму». К счастью, закон очень гуманен: не всем и не сразу открывают двери к лишению свободы. На таких горе-ребят тратится много времени: уговаривают, объясняют, предупреждают, штрафуют, условно наказывают, и только тогда, когда все меры человеческого и административного воздействия применены, рассматривается вопрос о лишении свободы.
Обвинительный приговор за совершенное преступление пришлось выслушать одному из наших бывших призывников 27-летнего возраста, который длительное время уклонялся от воинской обязанности. Только на этот раз наказание было вынесено не в эквиваленте штрафа и не с учетом выполнения обязательных работ по решению суда, а в виде лишения свободы.
По другому уклонисту, более молодого возраста, документы переданы в суд. Когда встал вопрос об ответственности, то он скрылся за несколько тысяч километров. Только от себя не убежишь, твоя гордыня, лень и махровая глупость будут идти за тобой.
В последующем подавляющая половина уклонистов, находившихся несколько лет «в тени», выйдя из призывного возраста, просит войти в их положение и помочь.
Убежден, что, выполняя нашу общую задачу по проведению практической, информационной и разъяснительной работы с призывниками, родственниками и руководителями предприятий и организаций, мы добьемся положительных результатов по искоренению такого позорного явления, как «уклонист».
Игорь Беренштейн, военный комиссар.