Как я уже писала позавчера, навыки бывают разные – двигательные, интеллектуальные, перцептивные. Сегодня хочу поговорить о первых, и это не только вождение автомобиля, сборка/разборка автомата и пр. Программисту будут полезны быстрые сочетания клавиш, копирайтеру – слепая печать, преподавателю – речевые навыки, которые тоже относятся к двигательным, и т.п.
Для формирования «правильного» двигательного навыка полезно ориентироваться в 4-х понятиях:
- процедурная память;
- ощущение сенсорной коррекции;
- поле сознания;
- кривая научения.
Процедурная память – это тип долговременной памяти, который (в отличие от декларативной) связан большей частью с движениями, а не с информацией, знаниями. В частности, именно в этой памяти хранятся двигательные навыки. Процедурная память отличается от декларативной и свойствами, и способом хранения. За нее отвечают другие – более древние части нашего мозга.
Знание этого типа памяти полезно, в первую очередь, с точки зрения мотивации. Феномен памяти в двигательной сфере заключается в том, что после того, как навык приобретен, мы способны восстановить его достаточно быстро, даже если длительное время не упражнялись в нем. Именно этим объясняется тот факт, что, один раз научившись ездить на велосипеде, разучиться уже практически невозможно. Да, если долго не практиковаться, понадобится время, но немного по сравнению с процессом обучения.
Еще один вывод из сказанного – важно сразу формировать двигательный навык правильно. Изменить его потом возможно, но очень непросто.
Единого для разных действий практического алгоритма не существует. Психологи, конечно, описывают разные стадии формирования навыков, но это важно по большей части для исследований. Практика у каждого человека своя. Но три теоретических аспекта помогут обратить внимание на ключевые вещи в этом процессе.
Освоение нового двигательного навыка чаще всего идет путем повторения движения за кем-либо, кто этим навыком уже владеет. Хотя бы на первом этапе знакомства, чтобы понять – а как правильно. Потом уже можно закреплять его самостоятельно. И главный секрет этого первичного повторения кроется в специфических ощущениях движения. Эти ощущения нельзя скопировать, их можно только пережить. Поиск адекватных ощущений, которые обеспечивают наиболее комфортное и эффективное выполнение движения, называется «прощупыванием сенсорных коррекций». Как только человеку удается нащупать подходящие ощущения движения, происходит «озарение», умение постигается сразу и навсегда. Остается только закрепить его повторениями до бессознательного выполнения.
При прощупывании и в процессе закрепления важно делать это максимально осознанно. Механическое повторение под просмотр фильма потребует гораздо больше времени на уход навыка в сферу бессознательного, чем если вы будете предельно сосредоточены на каждом аспекте движения. Почему? Да потому что наш организм сам прекрасно умеет превращать повторяемое действие в навык, но ему для этого требуется от вас соблюдение некоторых правил, одно из которых – концентрация на действии.
Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, периферию и границу, за которой начинается область неосознаваемого. При выполнении действия наиболее поздние и наиболее сложные его компоненты оказываются в фокусе сознания; следующие по отработанности попадают на периферию; самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.Для выработки навыка требуется сознательно вычленить из сложных действий отдельные элементы и отработать правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, на уровне физиологии, идет процесс автоматизации действия.
Еще раз подчеркну – организм сам переведет повторяемое действие в область неосознаваемого. И не надо ему при этом мешать просмотром фильма или другой активностью. При отработке навыка в фокусе сознания должны быть только действия, составляющие этот навык.
Еще одно важное правило, помогающее организму – разделение сложного действия на элементарные составляющие и отработка именно простых движений с постепенным усложнением. Формирование навыка – это постепенный уход выученных элементарных действий из фокуса сознания на его периферию и с периферии – в область неосознаваемого.
Возможно и движение в противоположную сторону. Оно означает возвращение элементарных действий, составляющих сложный навык, в сознание. Свойство любого компонента навыка вновь стать осознанным очень важно, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его дополнительного совершенствования или переделки путем шлифовки составных частей.
Психологи уже не одно столетие изучают процессы формирования навыков. Еще в XIX веке были проведены исследования, позволившие описать ход формирования сложного двигательного навыка с помощью кривой научения.
Как видно из графика, на первом этапе выполнения движения его эффективность невелика («начальная площадка навыка»), потом происходит резкое повышение эффективности, затем достигается фаза стабильного выполнения движения и развитие как бы останавливается («плато навыка»). В это время стороннему наблюдателю кажется, что человек не совершенствует навык, однако спустя некоторое время происходит очередной резкий скачок в качестве выполнения движения, за которым снова следует период «плато».
Ученые пришли к выводу, что «плато навыка» является периодом, в течение которого происходит автоматизация навыков более элементарного порядка – тех, из которых состоит комплексный навык. Когда они достигают максимума развития, происходит перестройка всего способа выполнения движения, изменяется размер единицы действия. Элементарным теперь считается более сложное действие.
Пример.
Д. Норман в юности учился на курсах телеграфистов. Достаточно быстро он достиг скорости приема сообщений 15 слов в минуту и с этого момента перестал повышать показатели. Несмотря на упорные тренировки, скорость его работы не повышалась. Тогда он пошел к опытному телеграфисту и спросил его, в чем дело. «Ты принимаешь отдельные буквы, а надо — целые слова!», — ответил телеграфист. После этого Норман переосмыслил свою задачу и очень скоро совершил прорыв в скорости приема телеграфных сообщений (его навык стал принципиально новым).
Таким образом, при формировании и совершенствовании навыка важно понимать – из каких простых движений он состоит. Каждый элементарный навык можно (и нужно) отрабатывать отдельно, корректируя и совершенствуя тем самым всю сложную последовательность.
Ну и, конечно, важно не сдаваться, когда попадаешь на «плато», а продолжать тренировки.
И последний вопрос на сегодня – до какой степени можно усовершенствовать навык? В уникальном многолетнем исследовании Е. Кроссмана (1959), проводившемся среди рабочих сигарной фабрики, было показано, что даже после 10 лет работы навык продолжал улучшаться, хотя и приближался к некоторому постоянному значению. Т.е. теоретически – бесконечно, практически – насколько это целесообразно для решаемых задач.
--------------------
Эта и другие статьи в блоге "Заметки аналитика":