Многие из нас интересуются: каково учиться за рубежом? Большинство считает, что попасть в иностранный университет нереально без наследства, спонсора или продажи себя в рабство. На деле же существует много вариантов учиться за границей, получив большую скидку, или даже совсем бесплатно. В рамках проекта Darth Education мы пообщаемся сегодня с российским студентом-медиком, который уехал на стажировку в Германию, и узнаем, насколько психологически тяжело переехать в другую страну, насколько сложно там обучаться. Интервьюируемый захотел остаться анонимным, однако вы можете ознакомиться с его статьями на Медаче (например здесь, здесь и здесь), а также узнать побольше о его учебе и жизни в Германии, подписавшись на канал в Telegram.
Расскажи немного о себе и о том, чем ты занимаешься в Германии?
Сейчас я прохожу научную стажировку в Германии в одном из старейших университетов Европы. Моя работа заключается в изучении роли экстрацеллюлярных везикул в биологии рака, в частности рака яичников. Эту возможность я получил благодаря «стипендии Президента РФ для обучения за рубежом». Для меня название этой программы стало как будто заклинанием, потому что иначе ее магическую щедрость не описать — стипендия компенсирует необходимую стоимость обучения, перелет, визовые расходы и все аспекты проживания в стране принимающей учебной организации. Самое главное, что сейчас я получил возможность поучаствовать в реальной науке, а не в ее имитации.
Связана ли твоя нынешняя деятельность с тем, чем ты ранее занимался в России?
Как ни странно, моя нынешняя научная деятельность очень слабо связана с тем, чем я занимался в своем университете — мы с другом-айтишником занимались(-емся) медицинской визуализацией. Наше главное дело — трехмерный атлас анатомии человека. Знающий человек скажет, что таких работ в интернете вагон и тележка. Но так уж устроена рыночная экономика — наш атлас обладает рядом преимуществ, которых нет у аналогов, хоть и уступает в некоторых других категориях. Наукой это можно назвать с большой натяжкой, но, к моему счастью, с такой демагогией в университете ко мне никто не приставал. Точнее всего мои тараканьи бега по разным кафедрам можно иронично описать как «и швец, и жнец, и на дуде игрец», т.е. успел поделать что-то в разных сферах, но все без особых результатов. В свое время в моих «научных интересах» были судебная медицина, инфекционные болезни, иммунология, онкология. Что-то из этого осталось в виде авторских статей на Медаче. В конечном счете были и публикации, и патенты, и кучи конференций — все это оказалось на вес золота, когда я узнал о стипендии для обучения за рубежом. Ключевое расхождение названия и смысла этой программы находится в формулировке «…для обучения…», потому что на самом деле это скорее про реализацию какого-либо проекта за рубежом / научную стажировку, но не про обучение в классическом понимании этого слова.
Как ты попал в Германию?
Программа, в которой я участвую, существует с 1993 года, и через нее прошло по меньшей мере 2000 студентов и аспирантов, в последнее время за каждый год в среднем по 40 тех и 60 других. Объективно говоря, это не «те самые» лучшие студенты России — я бы кинул большой камень в огород отборочной комиссии стипендии (но предварительно с любовью бы написал на нем: «спасибо, что выбрали меня»). На самом деле это безвозмездная и довольно доступная программа финансирования, если знать, на какие точки надавить при подаче документов. Но об этом я бы хотел подробнее рассказать как-нибудь на канале, ведь это по-настоящему серьезная и отдельная тема.
Когда ты понял, что хочешь уехать учиться за рубеж? Что тебя к этому подтолкнуло?
Я всегда этого хотел. Все знают, что европейское / американское образование — самое лучшее, иначе зачем вообще существует эта стипендиальная программа? Другое дело, что в рамках близлежащих перспектив мне это никогда не казалось реальным. Но потом я неожиданно узнал, что в нашем университете есть чудесный институт международного сотрудничества, в котором есть чудесный директор, который чудесно выполняет свою работу. Он обрисовал вероятности, поставил задачи и в конце помог правильно оформить документы.
Почему именно Германия? Хороший университет, интересующая программа обучения, советы знакомых и друзей?
Во-первых, у меня личная симпатия к Германии — я очень уважаю их культуру и менталитет, несмотря на знаменитого австрийского (sic!) художника, который умудрился порядочно испортить им историю. Во-вторых, Германия — страна передовой медицины и науки, так было и есть уже давно. Иллюстрируется одной из лучших в мире систем здравоохранения, 11% расходами на медицину от ВВП, стабильным топ-3 по Нобелевским премиям. Ну и в-третьих, и по иронии самое главное, так просто сложились обстоятельства.
Был ли у тебя культурный шок, когда ты первый раз приехал в Германию? От чего именно?
О да, безусловно. Это было еще до получения стипендии, в мой первый визит в Европу и в Германию в частности. Культурный шок накладывался пластами от совершенно разных социокультурных особенностей немцев. Пожалуй, первой бросилась в глаза приветливость — если вы пересекаетесь взглядом с незнакомым человеком и уж так получилось, что не отвели глаза в течение нескольких секунд, — это уже отличный повод улыбнуться и сказать «Hallo!» (в моем случае было очень милое «Moin!» — это такое приветствие на севере Германии). Здесь нет этих испытующих челленджей по типу «гляделок» или напряженного ожидания, кто скажет «привет» первым. При этом я имею ввиду общение коллектива внутри больницы. За ее пределами, конечно, народ немного посдержаннее. Эта приветливость выше профессиональной иерархии — ухаживающий персонал, медсестры, уборщики, профессора — все друг друга уважают и приветствуют. Здесь вообще меньше чинопоклонства и больше уважения к чужому труду. Например, по части общения: в немецком языке есть обращение на «Вы» и оно используется только при общении с пациентами или с самой верхушкой руководства (главврачи, шефы клиник), в остальном случае — простое «ты», в частности при общении врач-студент, разница в возрасте при этом не играет большой роли. И последнее, чтобы я выделил для себя — отзывчивость. Я как-то спросил коллегу о том, где она взяла вот этот клевый карманный справочник… — пока я моргал, она уже пошла звонить в локальный книжный магазин, чтобы спросить, можно ли у них заказать такую штуку. Стоит что-то задумчиво буркнуть или ненавязчиво предположить — у тебя тотчас постараются в деталях узнать, что ты имел ввиду.
Распространялся ли культурный шок на академическую среду? Какое отличие между жизнями студента в Германии и в России первым бросилось тебе в глаза?
Здесь очень развита студенческая культура — мнение учащихся уважают, слушают и принимают к сведению. И педагоги, и врачи-наставники, и бабульки, рядом с домом которых ты сильно шумишь. В Германии очень развита цифровая образовательная инфраструктура — множество порталов по типу Medscape с высочайшим уровнем подачи материала, да и сам Medscape в немецкой версии очень солидный. Для тех, кто old-fashion, — здесь чаще покупают медицинскую литературу. Под этим словом я понимаю не учебники/методички прошлого века — думаю, все поняли, о чем я. Незнание английского здесь исключение, а не норма. А в ученой среде так вообще противопоказание к работе.
И еще одна удивительная особенность европейского воспитания — возраст, в котором студенты начинают/заканчивают свою учебу. Скажите немцу, что вы поступали в университет в 17–18 лет и внимательно смотрите за реакцией, может получится интересно. На это удивление есть две причины — бо́льшая длительность школьного обучения (до 13 лет) и отсутствие социального давления на скорейшее получение высшего образования, т.е. вы не обязаны выбирать университет как можно скорее после окончания школы, есть время подумать и “найти себя”.
Как ты оцениваешь академический бэкграунд, который был дан тебе в России? Достаточно ли знаний, полученных в российском меде для того, чтобы строить дальнейшую академическую карьеру в Германии? Были ли какие-то сложности, курьезы, возможно, ты чего-то не знал?
Про академическую и клиническую карьеру говорить рано — я все же и не ученый, и не врач. Но несмотря на все проблемы медицинского образования в нашей стране, я все же считаю, что если нормально учиться, расставлять правильные приоритеты и быть в теме основных глобальных трендов — с такими знаниями жить вполне можно. У нас одна медицина об одном и том же — практически те же клинические протоколы, та же фармакология и та же патофизиология. Просто в нашей стране все часто делается только на бумаге, а у немцев — всегда на деле. И некоторые тонкости вроде других единиц измерения — было не по себе, когда я увидел у кого-то в результатах анализа гемоглобин 15 с хвостиком. Оказалось, что он измеряется на децилитр, а не на литр, как у нас.
В чем образование в России все же лучше, чем в Германии? Есть ли какие-то аспекты? Действительно ли в России дают больше свободы при работе с пациентами?
Ну не знаю. Думаю, я могу ориентироваться только на субъективный и нерепрезентативный опыт. У немцев на 6 курсе проходит так называемая die Famulatur — когда они занимаются исключительно клинической деятельностью в больницах. Я лично видел, как студентка самостоятельно «от и до» делала спинальную пункцию. Наверное, такое разрешили бы не всем, но все равно этот факт стоит учесть. Ребята, с которыми я был на практике, лихо ассистировали на операциях. Так что я бы не выделял свободу при работе с пациентами в преимущества российских мед вузов. А если не это, то что? Честно говоря, я так и не нашел никаких преимуществ нашего образования.
К чему лучше быть психологически готовым при переезде из России в Германию? Есть ли какие-то национальные немецкие особенности общения в академической естественнонаучной среде?
Лучше всего быть лингвистически готовым, остальное — вопрос притирки. Отличные знания немецкого языка решат любую проблему — благо, народ тут отзывчивый. В медицинской среде здесь, кстати, хорошо выражен интернациональный колорит.
Но некоторые особенности немецкого менталитета все же есть. До смешного банально — они и правда пунктуальны, и правда дотошны/требовательны/педантичны.
Ты говорил о том, что немцы, как и говорится во всех стереотипных высказываниях, очень пунктуальны и дотошны. А какие самые распространенные стереотипы немцев о русских?
Ничего особо прилипчивого нет, как мне кажется. Есть разные немцы, есть разные русские — им сложно составить уникальную картину для оценки нашей, безусловно, очень разношерстной нации. Из хороших новостей — никто не будет просто так причислять к вашим особенностям знаменитый “авось”, из плохих — все знают, что у нас проблемы с коррупцией и политикой, хотя далеко не все демонизируют ее ключевую фигуру. А еще есть поколение из ГДР и русские немцы, что еще больше усложняет формирование стереотипов. Но всегда можно отшутиться про водочку и морозец.