Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

На чем ездят в нищей Африке?

Слышали про страну под названием Гамбия? Нет? А она есть. Правда, найти ее на карте не так просто, это самая маленькая страна на африканском континенте. С трех сторон ее окружает Сенегал, а сама страна вытянута вдоль одноименной реки. В длину — 400 км, в ширину — местами всего 25 км.

Гамбия практически неизвестна российским туристам, посещают ее из "наших" как правило только отчаянные автопутешественники, да и то — проездом.

По работе (как вы знаете, я в том числе репортер журнала GEO) я провел в Гамбии некоторое время, и хочу поделиться с вами фотографиями местного автопарка. В начале поста посмотрим автомобили на дорогах, во второй половине — приценимся к различным экземплярам на местных автобарахолках (назвать это автосалонами очень непросто, вы поймете, почему).

Итак, погнали. В стране живет меньше двух миллионов человек, средняя месячная зарплата в городе — 50 долларов. 80% населения живет в провинции, и денег на автомобили у них нет тем более. Никакого транспорта кроме автомобильного в Гамбии нет (если не считать одного парома), и поэтому все простые люди ездят пассажирами на раскрашенных маршрутках. Как правило, это дизельные Mercedes серий TN/T1 (их выпускали с 1977 по 1995 годы). Чаще других встречается младшая модель 207D. Гамбийцы — мусульмане, поэтому в оформлении автомобилей много надписей про талибов, шейхов и Аллаха.

-2

Теперь что касается грузоперевозок.

-3

Попадаются весьма разные экземпляры, от разнообразных ископаемых капотников типа этого желтого Renault GBH 280 и Volvo FL6. Самый популярный вид фуры — Renault Magnum начала девяностых.

-4

Один из самых популярных видов туристической активности в стране — это наблюдение за птицами. Туристов сажают в кургузые полноприводные MAN 630 (выпускавшиеся с конца пятидесятых до начала семидесятых) и везут их в глушь, на растерзание малярийным комарам. Раньше туристов возили и переоборудованные Praga V3S.

-5

Также туристов возят на старых Land Rover Series 3 (еще "додефендеровских" времен). Существует и более цивильный вариант — кондиционированный микроавтобус, но в самую глушь на нем не заехать.

В городах в потоке частных машин меньше, чем таксомоторов. В 80% случаев это Mercedes W201 или W124, выпущенный в начале или середине восьмидесятых годов, в фирменной раскраске такси — желтый цвет и зеленые полосы. Таким образом, среднему гамбийскому автомобилю более 30 лет. Таксисты обожают эти машины, и ездят на них с удовольствием, высоко ценя их надежность. В Гамбии они будут бегать еще не один десяток лет…

-6

VIP-такси — это W202 c работающим кондиционером.

-7

Машины в Гамбию попадают из Европы морем, например, из Голландии (причем такое ощущение, что уже с разборок), поэтому кроме Мерседесов встречаются изредка и другие марки, вроде Opel, Peugeot, Renault или VW, но погоды в "звездатом" потоке они не делают. Mercedes, он и в Африке Mercedes!

-8

Большая часть дорог в стране грунтовая, гамбийцы любят красивые чистые машинки, поэтому моют машины на каждом углу.

-9

Некоторые хранят свои машины под тентами, но это скорее исключение, чем правило.

-10

Почему? Потому, что в Гамбии легкое ДТП — не повод ни то что для разборки, даже для остановки. Притерлись бортами, посмеялись, поехали дальше.

Вообще, ездят гамбийцы хоть и безалаберно, но небыстро и без агрессии. Для разговора по телефону останавливаются, и в большинстве случаев пользуются ремнями безопасности, запрещают пассажирам ходить по автобусу во время езды и так далее. Видимо, перспектива штрафа размером с месячную зарплату их не радует.

С номерами все проще — они есть далеко не у всех машин, на остальных их иногда просто рисуют прямо на кузове или на обратной стороне какого-нибудь европейского номера.

-11

Иногда можно встретить и российский автомобиль, например, в аэропорту я видел ВАЗ-2103, к сожалению, не успел сфотографировать. Зато есть вот такая 2102…

-12

… и старая "Нива" 2121, переоборудованная в фургон для перевозки охлажденной рыбы.

-13

А это старый Mercedes W140 президента Гамбии.

ё
ё

На этом W203 2001 года ездит господин Ламин Манга, в прошлом глава Гамбийского ВГТРК, а ныне почетный консул России в Гамбии. Номер как бы намекает:)

-15

А дядька хороший, купил мне на свое имя симку с интернетом, благодаря чему я мог писать в Drive2 из любого уголка Гамбии (найдите на фото мое рабочее место).

-16

Это было лирическое отступление, а теперь обратно к теме. Раз уж мы перешли на машины для богатых людей, то чаще всего это премиальные автомобили конца девяностых-начала двухтысячных. Например, Land Rover Freelander первого поколения или Mercedes S500 W220.

-17
-18

Состоятельные люди часто предпочитают внедорожники, которые поддерживают в идеальном состоянии. Обратите внимание на пластиковые прозрачные чехлы на креслах.

-19

Новые машины встречаются крайне редко, это или Toyota Land Cruiser европейских дипломатов, или Range Rover (на фоне золотого забора золотого пятиэтажного дома) или Mercedes GLS местной знати. Красивый C-класс W205 в AMG обвесе приехал из Мавритании. Низкопрофильная резина — точно не лучший друг для дорог Гамбии (которые за редким исключением прилично раздолбаны).

-20

Вот такой краткий обзор автомобильного парка. Теперь давайте посмотрим, как выглядит автомобильная барахолка в Гамбии, и что на ней можно купить.

-21

"Йоу, бигман, хау ар ю?" За неделю в Гамбии я поднаторел в местном лексиконе, поэтому уже знал с чего начинать свой визит на местный авторынок. Четыре пары черных глаз, принадлежащие отдыхающим под тенью пальмы мужчинам, смотрели на меня не моргая. "Я приехал из России, и мне нужна машина, хорошая машина. Кто у вас тут старший?"

От отдыхающей компании (тут надо сделать оговорку — когда гамбиейц лежит под пальмой, политкорректно говорить, что он не спит, не отдыхает, а думает!) отделился пожилой мужчина лет сорока. Пожилой — по местным меркам, средняя продолжительность жизни тут около 52 лет. "Самба", коротко представился он. И мы пошли по стоянке, разговаривая за жизнь. На вопрос, как идут дела, Самба ответил, что очень хорошо, каждую неделю они продают много, много машин. Конечно же, это было неправдой, но я вежливо поддакивал.

В Гамбии всего около 35000 автомобилей, из них около 21000 — легковушек, поэтому количество покупателей сильно ограничено.

Основной «поставщик» бэушных автомобилей — Бельгия. Автомобили покупаются в Европе, затем плывут в Банжул из порта Антверпена. Поставка одной машины обходится в 27 000 даласи (630 долларов). Плюс налоги и взятки, насколько я понял со слов Самбы, составляющие от 14 до 40 процентов стоимости самого автомобиля.

-22

Максимальная ставка применяется для самых дорогих, новых машин. Теоретически машинку можно купить в Европе и привезти в Гамбию самостоятельно, уплатив 700-1000 долларов за контейнер, налог на импорт (за старенький седан, скажем, 1500-2000 долларов, за семилетний Jeep Cherokee — 3500), зарегистрировать автомобиль в общем порядке, но… те кто в теме, делать это настоятельно не рекомендуют, так как самостоятельному покупателю нужно будет пройти через все инстанции, начиная с портового инспектора, что совсем непросто для а) иностранца б) человека который не в курсе, как по какому тарифу тут решаются дела. Нужно знать людей, чтобы все было дешевле. Даже несмотря на то, что брать взятки для мусульман — это грех, не позолотив множество ручек автомобиль в Гамбию не привезешь.

Таким образом, иностранцу в Гамбии лучше всего покупать уже привезенный и растаможенный автомобиль. Но стоит ли это делать на такой вот уличной стоянке? Я бы сказал "Не стоит", но скажу не так — можно, но после долгих поисков.

Лучшие машины уходят по знакомым и родственникам, не доходя до барахолки. Хорошие, привезённые на заказ из Бельгии, долго не задерживаются. Соответственно, на рынке остаются в основном неликвидные экземпляры.

Именно поэтому Самба был так рад меня видеть — его шансы сбыть какой-нибудь кусочек авто-хлама, как ему казалось, росли с каждой минутой.

Может быть, мне нужен этого милый Golf 2002 года? Не вопрос, 6500 долларов.

-23

Затем мое внимание привлек десятилетний X-Trail с хелловским допсветом на дуге кенгурятника. Всего 10500 долларов.

-24

Потрёпанный восьмилетний "типа внедорожник", такой как Kia Sorento или GMC Envoy обойдется от 12 до 15 тысяч долларов.

-25
-26

Убитый двадцатилетний Jeep "кирпич" будет дешевле — например, 4500. Range Rover Sport 2006 года — от 13000. Но где его тут чинить?

Самый дорогой автомобиль на стоянке Самбы — трехлетний дизельный Nissan Murano в состоянии "вери лоу милидж, перфект кондишн, муха донт хэв секс" за 19800 долларов.

-27
-28

"Экспенсив, май френд!" В этот момент, Самба, кажется уже понял, что ничего покупать я не буду, поэтому наступило время прицениться к самым необычным автомобилям на этой стоянке.

Этому MG F уже 15 лет. Уверен, его создатели не думали, что он когда-нибудь попадет на гамбийскую автобарахолку. Гуманная цена в 4000 долларов как бы намекает на приключения, связанные с его последующим ремонтом.

-29

Ровно столько же Самба попросил и за Smart Fortwo первого поколения.

-30

А вот за этот лимузин Lincoln родом из девяностых заломил аж 7000 долларов.

-31

Дороже других стоит та машина, которая только что пришла из Европы и еще не подвергалась техническому вмешательству в Гамбии, которое, в подавляющем большинстве случаев, достаточно кустарно и сурово. Mercedes всегда стоит дороже всех прочих марок. Так, за приличные на вид Mercedes W201 и W124 Самба попросил столько же, сколько за гораздо более свежий "гольф", т.е. 6500 долларов.

-32

Надо понимать, что это первые названные цены, то есть реальная цена после торга будет как минимум на треть ниже. И чем автомобиль сложнее и экзотичнее, тем ниже на него спрос, что доказывают эти вросшие в землю экспонаты.

-33
-34

Вот так вот печально выглядит автобизнес в Гамбии. Если вы считаете, что это касается только старых машин, то вот вам фотографии дилерства Mercedes-Benz. У входа стоят почему-то совсем не те автомобили, а покрытые толстым слоем пыли китайские кроссоверы.

-35

Рядом с ними — автосалон индийской марки Tata, но дела там идут примерно также.

Мигалка на крыше тоже приуныла.

-37

Сомневаюсь, что кому-то в Гамбии могут быть нужны индийские грузовики — есть же недорогие варианты по европейцам.

Например, приличная бетономешалка на базе Volvo FM7 2000 года с колесной формулой 6х4 обойдется в 25000 долларов. Машинки постарее и попроще, соответственно, дешевле, например самосвал Mercedes MB 1936 1987 года можно взять примерно за 15000 долларов.

-38

Четырехосный Mercedes 3535SK 1993 года — 25000 долларов. Renault будет дешевле немцев — например за бортовой фургон на базе Magnum 430 2000 года просят "всего" 18000. В поставках грузовиков в Гамбию особенно поднаторели испанцы.

Вообще, судя по "наружке", где-то по соседству есть еще дилерства Nissan и Land Rover, может быть, там дела идут получше?

-39

Новенькие Land Rover, как я уже писал, встречаются на дорогах Гамбии чаще, чем другие премиальные автомобили.

-40

Теперь что касается регистрации авто. Регистрационный взнос символический, техпаспорта у машин вообще не бывает (вместо него — наклейка техосмотра), а страховка на год стоит всего 18 долларов.

-41

С Гамбийской регистрацией связана еще одна интересная фишка: близкие к местному ГИБДД предприимчивые дельцы предлагают всем желающим европейцам схему ухода от налогов, а именно, оффшорную регистрацию автомобиля в Гамбии. Это позволяет не таможить машину, не платить налоги, за техосмотр и прочие штрафы. Просто посылаете по нужному адресу справку счет, ПТС, цветные фото владельца и машины, копию паспорта и прав, и немного денег — 2000 Евро за регистрацию на 4 года, 900 за четыре последующих, и 150 евро за пересылку номеров и наклейки техосмотра — и вскоре вам на почту приходит посылка из Африки с номером и стикером.

Насколько это легально и не является ли это тонким разводом на деньги, мне не известно. За что купил, за то и продал…