В связи с процессами, что проходят в Каталонии, которая стремится отделиться от Испании, мы решили рассказать о региональных автономиях, которые могут стать отдельными государствами (на самом деле - нет), и куда вы можете съездить, чтобы посмотреть на региональный сепаратизм воочию.
Вопрос регионализма в Европе стоит достаточно остро еще с момента распада империй после первой мировой войны, хотя национальные государства были образованы еще в 16-17 веке, но имперское сознание держало разные народы вместе. Причем в ряде стран этот регионализм действительно естественный, как в Шотландии, Бельгии, Испании, а в других - нет, яркий пример, это Уэльс, который никогда не был суверенным государством.
Острота регионального вопроса и стремления к сепаратизму определяется, в том числе, и особенностями национального самосознания, у кого-то оно достаточно мирное, а у кого-то воинствующее. Плюс - автономии в разных странах обладают разной степенью политической и экономической свободы, у одних есть парламент и конституция, а у других - таких широких полномочий нет.
Более того, в Европе существует целый ряд так называемых трансграничных регионов, это когда жители двух приграничных областей двух стран плотно взаимодейсвуют, порой плотнее, чем в соседними регионами своей страны и чувствуют себя сообществом.
1. Страна Басков
Самый горячий регион Испании наряду с Каталонией - страна Басков, Эускади они известны своим ярым стремлением к сепаратизму и к самобытности, в 90-е-2000-е годы баски даже дошли до насильственного отстаивания своей свободы, боевые крылья ЭТА организовывали диверсии и теракты, однако сейчас насильственность и былой пыл угас. Баски больше заняты сохранением своей культурной самобытности. Важны и экономические причины, Каталония как регион может обеспечить себя, а вот страна Басков - наврядли.
Кстати, страна Басков, или баскские земли - это еще трансграничный регион, баски живут также на юге Франции, в провинции Атлантические Пиренеи. А еще их отличает от каталонцев этно-лингвистическая замкнутость, ведь баскский язык не родственен испанскому.
А посмотреть у басков есть что, это два крупных города на берегу Бискайского залива Атлантики - Сан Себастьян и Бильбао. Во втором расположен один из самых значительных музеев современного искусства в мире, музей Гугенхайма. А еще у басков совершенно потрясающая кухня и качественный сидр.
2. Корсика
Еще один регион, на этот раз Франции, с сильным мятежным духом - остров Корсика, не похожий на остальную Францию. Местный уроженец Наполеон хорошенько прогремел на всю страну, а среди жителей ходит шутка, что при переезде на континент у корсиканца два пути - либо в мафиози, либо - в чиновники.
Сам по себе местный сепаратизм носит мирный характер, Фронт национального освобождения Корсики хоть и проводит различные демонстрации и пишет на заборах "За свободную Корсику", но никогда не боролся за отделение насильственным образом.
На Корсике есть и античные развалины, и дольмены, реликтовые леса с трекинговыми маршрутами, термальные источники, заповедники, красивейшие горы, а также современные развлечения - экстрим парк, ралли, ночные клубы, в том числе крупнейшая по площади дискотека Европы, кто б мог подумать. Два крупнейших города на острове - Ажаксьо и Бастия напоминают Ниццу, там есть красивые променады, живописные порты.
3. Южный Тироль
Южный Тироль - автономный регион на севере Италии, он отошел Риму лишь после первой мировой войны, а до этого входил в Австро-Венгерскую империю. Неудивительно, что он немножко - Австрия. В Южном Тироле очень низкая безработица, более качественная медицина, а электростанции снабжают энергией пол-Италии. Все это в немалой степени благодаря особому автономному статусу, позволяющему оставлять себе большую долю налогов, а также иметь свой ландтаг и правительство. Подогревает ситуацию и то, что лишь около четверти жителей говорят на итальянском, а остальные - на особом диалекте немецкого, австро-баварском, и ладинском (ретророманском).
Не нужно думать, что борьба за автономию здесь всегда была мирной, в 1960-е годы в регионе появился Комитета освобождения Южного Тироля, который в 1961 году совершил подрыв ЛЭП, оставив несколько регионов без электроснабжения, этот насильственный метод привлек внимание европейского сообщества к проблемам региона, и в 1972 году он получил свой нынешний статус автономии, а также право на официальный язык - немецкий.
Масла в огонь подливает победа националистических партий на выборах, три лидирующие партии в ландтаге - это Южнотирольская народная партия, чуть более умеренные консерваторы, а также Свободные и Южно-тирольская свобода, эти более националистические и про-австрийские, они отстаивают сохранение Тиролем до 90 процентов налогов и свободную финансовую политику. Регион продолжает, уже не такие активные, но все же - попытки, войти в состав Австрии.
В Южном Тироле есть множество мест, которые стоит посмотреть, это и столица региона - Больцано, типичный тирольский город, это сказочный городок Кастельротто, Мерано с термальными источниками, теплое озеро Кальдаро и горы, горы, горы, здесь расположены более половины лучших итальянских горнолыжных курортов.
4. Венето и Ломбардия (Италия)
Вдохновившись опытом Каталонии, жители итальянских регионов Венето и Ломбардия тоже решили провести референдум за автономию. И он оказался успешным, более 98 % жителей в Венето и 95 % в Ломбардии проголосовали за автономию. Автономия вовсе не означает отделения - это лишь обретение самостоятельности в ряде ключевых сфер принятия решений, а также возможность оставлять себе более 50 процентов налогов.
Причины этого чисто экономические - в Италии традиционно более богатый север "кормит" аграрный юг за счет распределения налогов. Из истории можно вспомнить, что Венецианская республика всегда была независимой и экономически сильной, ей управляли главы республики - дожи.
Однако, такого ярого регионализма у Венето и Ломбардии нет, они все же итальянцы и говорят на итальянском языке, а автономия продиктована исключительно экономическими причинами.
5. Фландрия (Бельгия)
Самый мирный в региональном плане регион в последнее время все больше обостряет конфликт между фламандцами и валонами. Во многом потому, что регионализм в Бельгии - вынужденный, это значит что валонцы не имеют сильного регионального сознания, но вынуждены участвовать в этом региональном противостоянии из-за региона-локомотива - Фландрии. Корни противостояния уходят глубоко в перид Римской империи, уже тогда этносы фламандцев и валонов существовали и жили по соседству.
Наиболее радикальная политическая сила Фландрии - Новый фламандский альянс, она присутствует в парламенте региона и страны и нередко выступает с инициативами, направленными на автономное положение. Ну и экономическая подоплека, куда без нее, Фландрия гораздо более экономически стабильна, там больше мигрантов, есть крупные металлургические заводы, автопром, крупные порты. Фламандцы не хотят кормить валонию и Брюссель.
В случае возможного отделения Фландрии, немаловероятен сценарий, когда Валония попросится в состав Франции. Кстати, фламандцы живут и в южных регионах Нидерландов, но тут соединению мешает религия - голландцы - протестанты, а фламандцы - католики. Представитель христианско-демократической партии Фландии вообще заявил, что фламандцев и валонов вместе держит только король, пиво и футбол.
Что посмотреть во Фландрии? Это, безусловно, красивейшие старинные города - Гент, Брюгге, можно и даже нужно съездтить на Северное море - Остенде, Зеебрюгге, погулять по белым бескрайним пляжам, поесть свежих морепродуктов, прокатиться на трамвае вдоль длинной береговой линии.
Подписывайтесь на канал @pashasvetatravel в Telegram