Под историей я понимаю определенный сюжет и динамику. В любом хорошем логотипе есть несколько элементов, которые взаимодействуют между собой, причем эта связь не статична — она имеет развитие.
Такие знаки живут долго и часто берут первые места на фестивалях дизайна.
Истории в логотипе.
Рождение логотипа как идентификатора связано с появлением конкуренции.
Когда на древнем рынке оказалось несколько торговцев мукой, стало понятно, что мешки надо маркировать — ставить свой собственный «знак качества», чтобы покупатель запомнил, у кого он купил такой прекрасный продукт.
Со временем концепция развилась — мешок требовалось не просто отметить, а отметить красиво. Каменщики выбивали на своих плитах замысловатые отметки, кузнецы ставили красивые клейма.
Стыдно первоклассному кузнецу клеймить отличный меч корявым знаком. Цели идентификации менялись в зависимости от развития общества и технологий.
Прекрасный пример — производство муки.
Когда-то технологии помола были неразвиты, и мука была у всех одинаковая. И вот кто-то научился делать ее мельче и чище. Его задача — поставить свои инициалы, чтобы покупатель запомнил, что в мешке с «круглым» значком мука лучше, чем в мешке без значка.
Со временем все мукомолы освоили технологию и стали метить свои мешки. В такой ситуации выделиться сумел тот, кто сделал красивый и удобных мешок, помеченный красивым знаком. Просто потому что качеством выделиться было уже нельзя, требовался другой подход. Еще немного позже, все начали делать красивые мешки, наполненные одинаковой мукой. Тогда кто-то додумался не продавать муку, а печь из нее хлеб, привлекая потребителей новым уровнем обслуживания.
Сегодня научились печь хлеб примерно одинакового качества, предлагая его по одинаковой цене в схожих условиях. И требовался новый образ мышления. На современном рынке лидирует тот, кто первым предлагает не товар, не торговую марку, не услугу, а самоощущение.
Тот, кто напрямую связывает свой продукт с эмоциями потребителя, обещая ему радость, удовлетворение, самовыражение и любую другую его внутреннюю потребность. Такого рода предложение находит свое воплощение в бренде.
Бренд имеет визуальную составляющую: логотип и его производные. Задача этой составляющей — за секунды объяснить зрителю с какими эмоциями связан данный бренд и что он обещает потребителю.
Именно поэтому в любом хорошем логотипе, на мой взгляд, должна быть история.
Чем больше зритель (потребитель) будет делать открытий в логотипе (я про образы) тем выше будет запоминаемость.
Это нужно для того, чтобы установить со зрителем прочную эмоциональную и интеллектуальную связь, поскольку в пост-индустриальной экономике эта связь играет ключевую роль — других способов выделиться среди многих на развитом рынке не существует.
Несколько примеров логотипов с историей из собственной практики.
Логотип для Международного конструкторского бюро вагоностроения. Два чертежных угольника образуют контур вагона. Понятный и чистый образ. Линейки (бюро, конструктор) и объект конструирования — вагон. Смотреть проект целиком.
Логотип для лесозаготовительного предприятия «ЛесСклад». В знаке есть дерево, есть образ досок есть образ дома (склад). Знак считывается не сразу, а постепенно проявляет смысловые уровни. Подобный ход повышает запоминаемость. Смотреть проект целиком.
Логотип проекта «Муз.ру» Кто-то увидит тут реактивную балалайку, пролетающую мимо на космической скорости, кто-то — яркое пламя из колонки. Еще одна оригинальная трактовка — балалайка в огне, символизирующая конец старой музыкальной эпохи. Смотреть проект целиком.
Логотип для Департамента городского хозяйства города Коломна. Компания занимается обслуживанием домов (образ шестерни), составлением технической документации (образ раскрытых книг) и взаимодействием между заказчиками (общая композиция). Смотреть проект целиком.
Логотипы, подобные приведенным выше, хочется разглядывать, изучать. Можно написать на мешке «МУКА» и никто не сможет возразить, это эффективный подход. Но практика показывает, что история, часто сопровождаемая загадкой и интригой, рождает сильные эмоции, на которых строится эффективность современного рынка.