Найти тему
Газета Солидарность

Бюджет шагает по стране

Уверен, подавляющее большинство населения страны не догадывается, что именно сейчас обсуждаются решения, которые уже с января следующего года окажут самое прямое влияние на нашу жизнь. И это еще даже не выборы президента. Это - принятие региональных бюджетов. От них зависят зарплаты региональных бюджетников, уровень поддержки образования и медицины, местные льготы и их отсутствие и так далее.

Самое забавное в отчетах региональных руководителей - их однотипные заявления, что “в этом году бюджет области (республики) несет ярко выраженную социальную составляющую”. Еще понятно, когда так могут высказаться в Госдуме, - ей хотя бы приходится отвечать за армию и флот. Но ждать от губернских бюджетов специальных обороноспособных статей расходов, которые бы отвлекали на себя средства, - конечно, большое преувеличение. Бюджеты всех регионов всегда были, есть и будут социальными. Другое дело, что эта социальность может быть разной величины в зависимости от изменений конкретного бюджета. Например, уменьшился бюджет - увеличилась процентная доля “социалки”. Деньги могут перекидывать от одной социальной статьи к другой, не менее социальной, которая в настоящее время носит более актуальный, “политический” характер.

Так вот - если вкратце - “социальность” региональных бюджетов в этом году носит ярко выраженный экономный характер. Есть только два главных направления, по которым прижимистость будет снижена. Это выполнение “майских указов” и несколько пунктов из только что утвержденных президентом 24 критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации. Если убрать из критериев “оценку населением” тех или иных действий власти, то из пунктов, относящихся к деньгам граждан, остаются: “динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы”, “отношение среднедушевых денежных доходов населения за вычетом сумм обязательных платежей и оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг”, а также “доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации”. Вот как бы и все. Интересны, конечно, пункты “оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания” и “доля жителей субъекта Российской Федерации, столкнувшихся с проявлениями коррупции”. Но, боюсь, мы здесь мало нового услышим...

Что это означает? То, что по остальным направлениям социальной политики региональная исполнительная власть может реализовывать любые меры экономии. Почему экономии? Потому что большинство регионов России зависит от трансферов из федерального бюджета. А эти трансферы контролирует в первую очередь даже не Государственная дума, а Министерство финансов. Именно от степени экономии, проявленной регионами, будет зависеть готовность Минфина помочь деньгами.

То есть - ничего нового. Сэкономленные расходы будут искать, как обычно, “под фонарем” - в тех статьях бюджета, которые в данном регионе будут восприниматься как “незащищенные”. Введение критериев нуждаемости и дальнейшее изменение их в целях той же экономии, отказ от индексации по группе выплат, ликвидация льгот, имевшихся у относительно небольших и “протестно-негромких” социальных групп, - готовиться нужно именно к таким действиям исполнительной власти.

Конечно, формальные решения будут принимать региональные парламенты. Но здесь есть проблема: практически все они находятся под сильным влиянием исполнительной власти. Там, где прошли “общественные слушания” региональных бюджетов, думаю, всем участникам понятно: они проводятся потому, что их обязали проводить. В большинстве случаев эти слушания носят совершенно формальный характер. Провести - провели. Но никого не обязывали принимать иные решения.

Могут ли региональные депутаты принять иные решения? Могут. Если на них будет оказано давление более сильное и энергичное, нежели потенциальное давление исполнительной власти. В этом смысле я хотел бы напомнить, что митинги и пикеты у законодательных собраний, встречи с депутатами (официальные и неофициальные) - это вполне разрешенные законом действия. И здесь основной вопрос, собственно, к нам - профсоюзам. Как далеко готовы пойти региональные профсоюзные объединения и их членские организации в рамках закона, чтобы отстоять права членов профсоюзов? Ответ мы услышим после принятия региональных бюджетов во втором чтении. То есть в течение пары недель.

Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность"

Все монологи автора читайте здесь