Найти тему
КиноПсихиатрия

«Колдун» (1977) : старая добрая магия

Недавно Король Ужасов Стивен Кинг, 70-летие которого отмечал весь мир, ответил на вопрос о фильмах, которые его больше всего мотивировали в жизни. Писатель составил список из 8 фильмов, при этом выделил лучший:

"Колдун" (1977) — мой самый любимый фильм всех времён. Это ремейк великой "Платы за страх" Анри-Жоржа Клузо."

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Нефтяная компания ищет водителей, готовых перевезти на грузовике груз со взрывчаткой. А четверо мужчин не могут вернуться в родные страны и по разным причинам вынуждены скрываться в Латинской Америке. Им нечего терять, но в случае успешного завершения операции каждый получит по 10 тысяч долларов и гражданство. Их ждут 200 миль дороги, где за каждым поворотом подстерегает опасность

Режиссер этой картины Уильям Фридкин владеет магией кино. Его “Французский связной” (1971 год) получил 5 “Оскаров”, в том числе за лучшую режиссуру. Он привнес в полицейский фильм приемы документалистики и во много перевернул представления об этом жанре. А его “Изгоняющий дьявола” (1973 год) стал эпохальным фильмом в истории жанра хоррор. “Колдун” же провалился в прокате и был растерзан критикой, хотя сам режиссер считает его своей лучшей и самой выстраданной работой. Я обожаю Фридкина, но вот “Колдуна” почему-то не видел, и посмотрел только сейчас, стараясь понять – почему Кинг и Фридкин короновали именно этот фильм. Тем более, что я хорошо помню, какое огромное впечатление произвела на меня картина “Плата за страх” с Ивом Монтаном в главной роли, которую я видел в далеком детстве. Это был один из немногих французских фильмов, который официально был разрешен к показу в СССР – вероятно потому, что он, по мнению цензуры, разоблачал нравы капитализма.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

“Колдун” поражает искусной режиссурой, операторской работой, достоверным фоном жизни. Есть в нем и символизм, связанный с колдуном, мелькнувшим в одном лишь кадре, и темой злого Рока. Есть предфинальный эпизод не то чистилища, не то ада. А эпизоды, когда грузовики пробираются через хлипкой мост во время грозы - по виртуозности монтажа и уровня саспенса достойны стать украшением кинохрестоматии. Короче говоря, по всем показателям этот фильм должен быть шедевром, но он им не стал.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Сам Фридкин считает главной причиной провала выбор на главную роль Роя Шайдера. Он назвал этот выбор самой большой ошибкой в своей карьере. Позвольте не согласиться с режиссером. Я люблю Шайдера, с удовольствием вспоминаю его работы в фильмах “Французский связной”, “Челюсти”, “Весь этот джаз”. Мне кажется, Рой Шайдер сыграл в “Колдуне” одну из своих лучших ролей – Джеки Скэнлона - и сделал все, что только можно выжать из слабого сценария.

Небольшое отступление. Недавно в Краснодарском краем поймали семью каннибалов, которые расчленяли, мариновали и если людей. Сознались пока в тридцати убийствах. Они делали это почти два десятка лет и даже пытались продавать это мясо в бистро. Из того, что я видел в хронике и читал, можно утверждать – эта парочка вменяема психически, более того, женщина работала медсестрой. Теперь представьте, что режиссер снял фильм об этих людоедах. Он рассказывает об их тяжелом детстве, о том, как они любят друг друга… Рассказывает без морального осуждения, со спокойной интонацией - ведь они тоже люди, только вот такие особенные. Вы станете смотреть такую картину?

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

В старом фильме Клузо действовала четверка мошенников, пройдох, авантюристов, жаждущих заработать и удрать из того пекла нищеты и безнадеги, в котором они оказались. Но это обычные люди, и смертельный риск пробуждает в них не только волю к жизни, но и дружбу. Им сопереживаешь, за них страшно.

В фильме Фридкина действуют отпетые нелюди. Один из них, например, террорист, взорвавший в Иерусалиме бомбу. А Джеки Скэнлон, которого играет Рой Шайдер - член банды, которая грабит церковь и убивает священнослужителя. При всем при том Фридкин взял лишь внешнюю канву от маточного фильма, практически убрав психологический переживания, тему морального падения, его осознания и попытки преодоления. Фильм Клузо наполнен экзистенциальным смыслом, поэтому и актуален и сегодня, а Фридкин же сделал обычный триллер, стремясь вызвать у зрителя лишь страх.

Но хоррор ради хоррора, саспенс только лишь ради саспенса – обречены на неудачу. Страх может возникать лишь за тех героев, которым сопереживаешь. Которым сочувствуешь. Ведь так просто было – например, Джеки заставили быть водилой, он остался в машине и не присутствовал при убийстве священника. Не надо, конечно, его делать мармеладным, но он не убийца и мучается содеянным или хотя бы вспоминает о нем – в то время как герою Фридкина это до лампочки. Он боится мести со стороны брата убитого священника, но никак не со стороны собственной совести.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Я рад, что в наш век толерантности ко всему на свете и насмешливого отношения к простым истинам этот фильм провалился. Это означает, что люди все же остаются людьми, хотя весь мир сходит с ума.

Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания) по шкале от -5 до +5: -1