Недавно Король Ужасов Стивен Кинг, 70-летие которого отмечал весь мир, ответил на вопрос о фильмах, которые его больше всего мотивировали в жизни. Писатель составил список из 8 фильмов, при этом выделил лучший:
"Колдун" (1977) — мой самый любимый фильм всех времён. Это ремейк великой "Платы за страх" Анри-Жоржа Клузо."
Нефтяная компания ищет водителей, готовых перевезти на грузовике груз со взрывчаткой. А четверо мужчин не могут вернуться в родные страны и по разным причинам вынуждены скрываться в Латинской Америке. Им нечего терять, но в случае успешного завершения операции каждый получит по 10 тысяч долларов и гражданство. Их ждут 200 миль дороги, где за каждым поворотом подстерегает опасность
Режиссер этой картины Уильям Фридкин владеет магией кино. Его “Французский связной” (1971 год) получил 5 “Оскаров”, в том числе за лучшую режиссуру. Он привнес в полицейский фильм приемы документалистики и во много перевернул представления об этом жанре. А его “Изгоняющий дьявола” (1973 год) стал эпохальным фильмом в истории жанра хоррор. “Колдун” же провалился в прокате и был растерзан критикой, хотя сам режиссер считает его своей лучшей и самой выстраданной работой. Я обожаю Фридкина, но вот “Колдуна” почему-то не видел, и посмотрел только сейчас, стараясь понять – почему Кинг и Фридкин короновали именно этот фильм. Тем более, что я хорошо помню, какое огромное впечатление произвела на меня картина “Плата за страх” с Ивом Монтаном в главной роли, которую я видел в далеком детстве. Это был один из немногих французских фильмов, который официально был разрешен к показу в СССР – вероятно потому, что он, по мнению цензуры, разоблачал нравы капитализма.
“Колдун” поражает искусной режиссурой, операторской работой, достоверным фоном жизни. Есть в нем и символизм, связанный с колдуном, мелькнувшим в одном лишь кадре, и темой злого Рока. Есть предфинальный эпизод не то чистилища, не то ада. А эпизоды, когда грузовики пробираются через хлипкой мост во время грозы - по виртуозности монтажа и уровня саспенса достойны стать украшением кинохрестоматии. Короче говоря, по всем показателям этот фильм должен быть шедевром, но он им не стал.
Сам Фридкин считает главной причиной провала выбор на главную роль Роя Шайдера. Он назвал этот выбор самой большой ошибкой в своей карьере. Позвольте не согласиться с режиссером. Я люблю Шайдера, с удовольствием вспоминаю его работы в фильмах “Французский связной”, “Челюсти”, “Весь этот джаз”. Мне кажется, Рой Шайдер сыграл в “Колдуне” одну из своих лучших ролей – Джеки Скэнлона - и сделал все, что только можно выжать из слабого сценария.
Небольшое отступление. Недавно в Краснодарском краем поймали семью каннибалов, которые расчленяли, мариновали и если людей. Сознались пока в тридцати убийствах. Они делали это почти два десятка лет и даже пытались продавать это мясо в бистро. Из того, что я видел в хронике и читал, можно утверждать – эта парочка вменяема психически, более того, женщина работала медсестрой. Теперь представьте, что режиссер снял фильм об этих людоедах. Он рассказывает об их тяжелом детстве, о том, как они любят друг друга… Рассказывает без морального осуждения, со спокойной интонацией - ведь они тоже люди, только вот такие особенные. Вы станете смотреть такую картину?
В старом фильме Клузо действовала четверка мошенников, пройдох, авантюристов, жаждущих заработать и удрать из того пекла нищеты и безнадеги, в котором они оказались. Но это обычные люди, и смертельный риск пробуждает в них не только волю к жизни, но и дружбу. Им сопереживаешь, за них страшно.
В фильме Фридкина действуют отпетые нелюди. Один из них, например, террорист, взорвавший в Иерусалиме бомбу. А Джеки Скэнлон, которого играет Рой Шайдер - член банды, которая грабит церковь и убивает священнослужителя. При всем при том Фридкин взял лишь внешнюю канву от маточного фильма, практически убрав психологический переживания, тему морального падения, его осознания и попытки преодоления. Фильм Клузо наполнен экзистенциальным смыслом, поэтому и актуален и сегодня, а Фридкин же сделал обычный триллер, стремясь вызвать у зрителя лишь страх.
Но хоррор ради хоррора, саспенс только лишь ради саспенса – обречены на неудачу. Страх может возникать лишь за тех героев, которым сопереживаешь. Которым сочувствуешь. Ведь так просто было – например, Джеки заставили быть водилой, он остался в машине и не присутствовал при убийстве священника. Не надо, конечно, его делать мармеладным, но он не убийца и мучается содеянным или хотя бы вспоминает о нем – в то время как герою Фридкина это до лампочки. Он боится мести со стороны брата убитого священника, но никак не со стороны собственной совести.
Я рад, что в наш век толерантности ко всему на свете и насмешливого отношения к простым истинам этот фильм провалился. Это означает, что люди все же остаются людьми, хотя весь мир сходит с ума.
Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания) по шкале от -5 до +5: -1