Найти тему
КиноПсихиатрия

Очень Странные Дела 2 : синдром постмодернизма

Недавно весь мир испытал хайп в отношении нового сериального творения братьев Даффер.

"Очень странные дела" (англ. Stranger Things) — американский научно-фантастический сериал, созданный братьями Даффер для стриминговой сети Netflix. Все восемь эпизодов первого сезона сериала были опубликованы 15 июля 2016 года на официальном сайте телеканала.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Прошёл год со дня победы над Демогоргоном, чудовищем из параллельного измерения. Уилла мучают видения и перемещения на "обратную сторону", вызванные гигантским паукообразным Теневым Монстром. Джим Хоппер прячет Одиннадцать от правительственных агентов в хижине посреди леса. Шериф Хоппер находит загадочно заражённые тыквы, недалёко от которых он находит слизь, вызванную «обратной стороной». Дастин находит загадочное животное, которое почти сразу узнает Уилл. В Хокинс переезжает ровесница друзей по имени Максин. Дастин и Лукас принимают её в компанию в отличие от Майка, тоскующего по Одиннадцать.

Сериал посмотрели и смотрят миллионы, рейтинги зашкаливают, критики хвалят, фанаты фанатеют. Сериал снят как многосерийный фильм, потрясающий кастинг героев, особенно детей, выразительна Милли Браун в роли Одиннадцатой. Немного смущало меня едва ли не близнецовая похожесть Уилла и Майка, но в конце-концов к пятой серии я научился их различать. В меру выразительны спецэффекты, особенно если учесть, что это все же сериал. Лично мне особенно запомнилась сцена “экзорцизма” с Уиллом, главным героем сериала – когда мать и его друзья пытают его жаром, дабы изгнать дымообразную потустороннюю гадость из его тела. Пытают до клинической смерти, страдая и мучаясь. Финальный же рождественский бал продирает умильностью, требуя у многих носовой платочек для подтирания слез.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Можно придраться к сценарию, отметив нагромождению героев к его финалу, обилие второстепенных моментов, переизбыток любовных треугольников (их целых три, и только один как-то внятно продолжен). Все это приводит к сбоям ритма, монотонности в середине сериала – хотя к финишу он набирает ускорение. Но это так, эмодзи ворчливого сценариста - сериал яркий, зрелищный, и можно понять его мировой успех.

Но меня же не покидает ощущение “дежа вю”. Это феномен, впервые описанный французским психиатром Буараком в своей книге “Психология будущего” еще в 19 веке. Это ложное узнавание, термин этот широко известен, и был обыгран, скажем, в одноименных фильмах Юлиуша Махульского (с незабвенным Караченцевым) и Тони Скотта. Таинственный феномен психики, и ученые всех мастей до сих пор ведут дискуссии о его происхождении. Так или иначе, это симптом дереализации, признак возможной болезни, в том числе шизофрении.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Однако мои ощущения полны не просто дежа вю, но “дежа векю” - уже пережитого. Это более редкая и более сложная штука. При дежа векю впервые осознаваемые переживания осознаются человеком как уже известными по прежнему опыту, таким образом приобретая характер воспоминаний – пседомнезий. Дежа векю не удивляет нас, как дежа вю, и мы не осознаем, что все это нереально. Смотрел второй сезон и все время ловил себя на мысли, что я уже переживал эмоции по его поводу.

Собственно, и братья Даффер, и весь интернет пестрит да лоснится удовольствием от того, что сериал является ОММАЖЕМ на поп-культуру 80-х годов и наполнен отсылками к работам Стивена Кинга, Стивена Спилберга, Джона Карпентера, Джорджа Лукаса, Дэвида Линча и другим фильмам и литературным произведениям. Оммаж в кино – это знак уважения перед чем-то или кем-то, сродни коленепреклонению рыцаря перед сюзереном. Но где грань между оммажем и заимствованием, даже плагиатом?

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

В кино есть бесхитростная штука под названием римейк – понятно, что это такое. Тут не скрывается подражательство оригиналу, даже наоборот – его известность как бы открывает путь к популярности у зрителей. В истории кино полно случаев высокохудожественных римейков, скажем, вот любимый мой фильм юности, который заставлял охранять кинотеатры в СССР конной милицией от толп желающих просмотра – это “Великолепная семерка” Джона Стерджеса 1960 года, произошедшая от “Семи самураев” Акиро Куросавы. Кстати, именно ссылка на Куросаву заставила меня посмотреть его фильм 1954 года – и я был поражен его глубиной и мастерством компонентов. Бывают и случаи, когда римейк превосходит по художественному уровню оригинал – например, фильм “Муха” Дэвида Кроненберга 1986 года на голову выше своего оригинала 1958 года.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Есть некая переходная грань между римейком и заимствованием – называется она аллюзией. Это как бы намек на оригинал, с элементом оммажа, уважения к нему – но это не римейк впрямую. Примеров здесь – тьма. Один из них - сейчас вот идет монтаж нашего фильма “Подкидыш”, снятого на киностудии имени Горького. Конечно, он и названием, и настроением отсылает зрителя к прекрасной комедии 1939 года о приключениях в Москве пропавшей девочки. Так вот, как мне кажется, наш фильм и есть аллюзия на тему этого прекрасной картины, потому что ее действие происходит в современной Москве, которая разительно отличается от довоенной. Не просто машинами, гаджетами, но прежде всего психологией и социологией обитателей. К тому же, в отличие от фильма Татьяны Лукашевич, в котором нет отрицательного персонажа, в нашей картине появился антагонист по имени Шкурин. Это злодей-таксидермист, с оригинальной философией того, что чучело лучше человека. Ну, не буду раскрывать секреты сюжета, скажу лишь, что мы все испытываем этот самый оммаж по отношению к творцам довоенной классики.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Но вернемся к нашей психиатрии. На мой взгляд, второй сезон “Очень странных дел” просто собран из мозаики фильмов 80-х годов и оттого не оригинален. Не имеет смысла перечислять многочисленные элементы пазла, позаимствованные прежде всего у экранизаций Кинга. Мне это мешало смотреть, я путался в дежа векю. Вот, скажем, рыжая девочка Макс (ее играет Сэди Синкс) и влюбленные в нее мальчики – она просто персонаж из фильмов “Оно” 1990 года и особенно 2017 года. И портретно, и поведением. Эх, как я ждал того, чего побоялись создатели кинофильма Энди Мускетти - а именно экранизации “сексуального посвящения” - нет, не группового секса с мальчиками, не оргии, но ритуального соития, возвращающего к жизни после финальной битвы с Чудовищем. Как я уже писал в эссе, это отнюдь не детская порнография, но самая сильная сцена романа Кинга, которую режиссер и продюсеры заменили на стандартный целлулоидный поцелуй мальчика и девочки. Ложное ожидание ведь тоже разочаровывает, правда? Кстати, разразившиеся нынче голливудские секс-скандалы (в которых невинные овечки-актрисы разоблачают похотливых самцов типа Вайнштейна и Спейси) затронули и сериал. Сцена финального поцелуя Макс и Лукаса на школьном балу возмутила пуританскую мораль многих. Молодая звезда фильма Финн Вулхард (он играл в фильме “Оно” практически такую же роль, как и в сериале, и тем самым способствовал моей дезориентации) отказался от услуг своего агента, также обвиненным в сексуальных домогательствах. Дивные дела, твои, Господи!

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Вернемся к нашей теме. Второй сезон сериала уже не просто паззл из картинок прошлых фильмов – он есть плагиат на свой первый сезон! Что в нем нового по сравнению с предшественником? Появились новые персонажи, но действие является калькой первому сезону, образы те же, это топтание на месте. Если и третий, четвертый сезон будут строится по такому же принципу, то сериал превратиться в тягучую мексиканскую или бразильскую мыльную оперу.

Но почему же такой успех? Потому что большинству людей нравится дежа вю, дежа векю. К тому же – общего, коллективного дежа векю. Ведь как хорошо идти в ногу со всеми, ощущать себя частицей коллектива, разделять общие ценности, иметь общие игрушки, игры, предметы увлечений... Так и вспоминаются колонны физкультурников, шагающих перед мавзолеем на 1 мая, или толпы детишек в костюмах чудовищ, выпрашивающих сладости на Хэллоуин... Собственно, искусство кино и родилось из общего сопереживания в темноте кинозала.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Вот что Фрейд говорил о дежа вю:

“Этот тайный, запретный вход есть врата в бывший дом: туда, где жил некоторое время каждый из нас. Есть шутливое выражение: „Любовь — это тоска по дому“. Именно так. Если вам снится место или страна и вы во сне говорите себе: „Тут все мне знакомо!“ — значит, речь идет о художественном образе, символизирующем гениталии матери или все ее тело".

Его теория никем не опровергнута и поныне, хотя она фиксирует внимание на шокирующих деталях женского тела, “где каждый может утверждать, что он там уже побывал”. Действительно, мы все выходцы из самого уютного места вселенной, где развивались и жили девять месяцев вниз головой, в условиях невесомости, тепла и биений материнского сердца.

Источник - kinopoisk.ru
Источник - kinopoisk.ru

Но мы-то родились! Да, прекрасно вспомнить детство, юность, хорошо быть частью коллектива, но что наша жизнь без жажды познать новое, открыть неведомое? Не будем забывать, что с точки зрения психиатра в феноменах дежа вю и дежа векю нет ничего хорошего. Еще Аристотель, описывая подобное, говорил, что это сбой мозга.

Дежа векю – есть лишь еще один синдром постмодернизма, того направления в искусстве, которое принципиально паразитирует на уже достигнутом. Философия постмодернизма построена на неоконсерватизме, использовании масс-культуры и обожествляет использование элементов различных стилей и направлений прошлого, желательно при этом с иронией, то есть с фигой в кармане. Не знаю как кому – но мне это не по душе. Мне нравится, когда кто-то пишет поперек линованной бумаги.

Умело играя на трубе сладких воспоминаний, легче зарабатывать прибыль, но я ценю в в кино и литературе поиск нового, а не отрыжку старого.

Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания) по шкале от -5 до +5: +3