Найти тему
ёлочка нравится

Гнойный (Слава КПСС): нравится быть против

Один лишь слепоглухой ветеран жизни в России не слышал о главном рэп-баттле года между звёздным выпускником западных вузов Оксимироном (Оксана Миронова по паспорту) и сыном хабаровских улиц Славой КПСС (он же Бутер Бродский, Гнойный и проч. и проч., в миру же — Вячеслав Валерьевич Машнов).Тогда, в августе, со счётом 0:5 Слава помножил на ничто своего сверхпопулярного оппонента. Видео словесного поединка собрало уже 26 млн просмотров, обширную коллекцию мемов и шкафы разношёрстной критики.


Так вышло, что Оксимирон с детства жил и учился в Германии и Великобритании, пока Слава жёг косяки за гаражами андеграунда и заливал подъезды родного Хабаровска дешёвым пивом. Нынче Мирон баттлится на английском языке со звёздами США перед стадионным туром по крупнейшим площадкам России, а
Слава КПСС прямо вот сейчас презентует стране свой сольный альбом «Солнце мёртвых», также отправляясь в большой тур по родине. Две полярные идеологии одной культуры.

Талант всегда означает взгляд на обыденность – либо на что угодно – с иной, отличной от любой прочей точки зрения. Отношение публики к миру русского хип-хопа и субкультуре баттл-рэпа в частности варьируется от полнейшего непринятия до восхищения поэтическими методами героев ютьюба. Однако многие люди из самой тусовки неприязненно относятся к Славе КПСС, недолюбливая парня за полное отсутствие каких-либо моральных рамок в практиках ведения своей войны против всех. Никаких правил здесь нет, все методы хороши и оружие каждый для себя выбирает сам. Не остаётся и вещи, над которой нельзя шутить, ибо грош цена такой вещи. Гнойный зачастую принимает стратегию грязного унижения самых близких людей своих соперников. Запросы жаждущей [сладкого] хлеба-зрелищ публики не меняются тысячелетиями, и отработанная Славой КПСС тактика пониже пояса практически не оставляет шансов врагу под восторженный шум народа. Оно и верно — границ в искусстве быть не должно, ведь один из сформулированных автором «Космической одиссеи» сэром Артуром Кларком законов развития гласит: «Единственный способ установить границы возможного — попытаться сделать шаг за эти границы». Но если оставить контекст баттлов и попытаться взглянуть на творчество Гнойного, позабыв про неприемлемую для многих форму и периодически сомнительные методы изъяснения, от вашего внимания не уйдёт широта эрудиции, раскинувшаяся на глубинных просторах многоуровневых рифм исполнителя.

Русский человек с присущим ему отставанием разгружает вагоны смыслов всё чаще употребляемого и осознаваемого в России понятия постмодернизма — культурной эпохи современности, через смешение стилей прошлого на новый лад отражающей пересмотренный опыт цивилизации. Чаще всего это происходит в иронически-сатирическом ключе. Возможно, скоро доживём до времени, когда обсценная лексика нашего богатейшего языка не будет по умолчанию восприниматься как нечто нарочито вызывающее и бессмысленное. Не получается думать, что автор, единственным своим треком «Икар» заставляющий вас вспомнить (или узнать), кто такие Фалес, Парменид и что ещё за «доппельгангер», будет понапрасну налево и направо стелить матерщиной, как то может казаться.

«Революция Антихайпа — это Правда, решительные Действия и значительные Успехи. НЕТ монополиям! ДА постирониям!» — гласит манифест музыкального лейбла / объединения РЕНЕССАНС / АНТИХАЙП, лидером которого является Слава КПСС. Члены и адепты организации позиционируют себя как силу, противоборствующую коммерциализированной культуре. «Я всегда буду против!», «В проигранной войне сопротивляйся до конца!» — наставлял Игорь Фёдорович Летов своим примером. По большому счёту даже не важно, наперекор чему именно двигаться — стремление быть против и дух соперничества неотъемлемы от разумного человека, бьющегося о стены каземата неабсолютной свободы навязанных обществом условностей.

Очевидно, что современная жизнь превратилась в игру образов — отчасти определённое социальными сетями бытие транслируется в цифровое пространство таким, каким мы хотим его представить перед зрителем. Значит, это всегда обман, собранный из информационных блоков, удобных для восприятия клипового мышления. Гнойный, как и любой другой из нас, имеет право играть в кого угодно: нарко- алко-анархиста, полудурка, методиста, партизана-пох,,,ста, друга — панка-пессимиста. Кем бы он ни был, СлаваКПСС видится вполне себе достойным персонажем поколения, росшего на обломках одной державы. Сохранять остатки разума, барахтаясь в этом метафизическом битуме безграничной тоски, можно лишь насмехаясь над собственными экзистенциальными страданиями и иронически обыгрывая своё ненайденное место в этом мире. Впрочем, кому нужен здоровый разум и что это вообще такое? Здоров только тот, кто не верит в выздоровление, а?

Также обнажается обесценивание человеческой жизни на фоне службы человека созданному им же самим миру — золотому тельцу капитала, работодателю, потреблению. Не даром же один из псевдонимов Славы — Соня Мармеладова, проститутка из «Преступления и наказания», добровольно последовавшая Раскольниковым на каторгу. «Отчуждение растёт как завещал дедуля Фромм», именно.

«В нашей стране поэт должен быть мёртвым». Имеет ли право Слава называть себя поэтом? Ответ можно разглядеть в другой строчке: «Прострели мне оба лёгких, только дай эту х,,,ню допеть». Помимо Льва Николаевича Толстого не один достойный человек по-своему формулировал простую мысль о том, что писать надо только тогда, когда не можешь не писать — чем, по всей видимости, Вячеслав Валерьевич и занят. Последний из наших классиков умер в 1996-м, Есенин новой России, Борис Рыжий, повесил себя в 2001-м; бесполезные буковки от писучек вроде Кацубы или какой-то там Астаховой Ах годятся только для твиттеров школьниц, из чего напрашивается вывод — российская поэзия в привычном для нас виде мертва. Так почему же новый российский рэп не может претендовать на звание некой неопоэзии постмодерна? Почему нет? Можно и нужно дать шанс и посмотреть, что из этого выйдет, ибо в подкупающей искренности Славы КПСС сомневаться не приходится. «Если стихи — стриптиз души, то тут я голый труп». Будем помнить — общество, губящее своих молодых и талантливых представителей, обречено.