Заметила, что французы любят покупать или отыскивать у какой-нибудь дальней родни мебель, что называется, "с судьбой". Не разнокалиберные крашенные дощечки с шурупами в "Икеа", чтоб потом собрать из них стол или стеллаж, а, к примеру, притащить из какой-нибудь Богом забытой "вилляж" (деревня, по-нашему) в Нормандии или Лангедоке изъеденный жучком 300-летний прапрабабушкин комод в деревенском стиле рустик или такого же возраста сундук, в котором под слоем нафталина или лавандовой присыпки хранила своё подвенечное платье прародительница. Чем больше комод погрызен мебельным термитом – тем он только ценнее.
Привезут из "родных пенат" свой древний комодик, поставят на самое видное место и в буквальном смысле готовы разразиться монологом чеховского Гаева:
Дорогой, многоуважаемый комод! Приветствую твоё существование...
Не знаю, чем объяснить столь трогательную "мебельную сентиментальность", но практически в каждом французском доме на почетном месте стоит одинокое (если повезёт – то с парой) кресло в стиле Людовика XV, на выгнутых ножках, со спинкой в форме скрипки или медальона. Тут на днях знакомое семейство приобрело прелестное креслице в стиле бержер, на его ветхой обивке ещё можно разглядеть кремовые розочки, даже позолота на вычурных ножках местами сохранилась. Судя по глубокому объёму, кресло это предназначалось для дам в кринолинах, хотя тут бы даже каркас из китового уса вольготно себя чувствовал. Правда, садиться в такое креслице боязно, раритетная обивка из китайского шёлка запросто может треснуть под твоей пятой точкой. Да и хозяева не особо предлагают использовать свои "музейные экспонаты" по прямому функционалу.
По большей части, эти изящные и по современным меркам вполне комфортабельные кресла произведены в конце XIX столетья, когда пошла вторая волна моды на стиль Луи XV. Те, кто посостоятельней, охотятся за оригиналами первой волны – второй четверти XVIII столетья. Для удовлетворения их мебельных изысков существует целая антикварная деревня в Версале, она так и называется "Le village antiquaires". Там, к примеру, для любимого чада можно приобрести миниатюрный трон дофина – наследника престола или королевский ночной горшок. Не говоря уж про комоды, оттоманки, секретеры, сервировочные столики любой эпохи и на любой вкус, в зависимости от состояния кошелька. От цифр на ценниках аж голова кружится – десятки, сотни тысяч евро, вплоть до 6 нулей.
Этим летом меня пригласили провести несколько дней на одной вилле в "устричной столице" Франции – Аркашоне. Снаружи вилла – ничего особенного, белая, с "винными" ставнями, терракотовая черепица, терракотовые горшки с геранью на крылечке. Зато внутри...хоть фильм снимай про "бель ви" – красивую жизнь. Интерьеры в стиле "модерн" начала XX века (вилла была построена в 1904 году и при строительстве получила имя – "Эруския", что с языка басков переводится как солнце), вся мебель – в стиле Наполеона Труа. Стиль этот возник в период Второй империи и являет собой мешанину из стилей трёх последних Людовиков – 14-го, 15-го и 16-го. Густой винегрет из барокко, рококо, классицизма, разбавленный ампиром. Но это, так сказать, на любителя. Почитателя изощренных мебельных изысков. Этакая разухабистая, бьющая наотмашь роскошь и явная перегруженность декоративными фендибоберами.
Это для богатых, у которых свои причуды, и "Наполеон Труа" подчеркивает их жизненный успех и буржуазный статус. Те же, у кого труба пониже и доходы пожиже, ездят по вилляж и скупают мебель в стиле рустик. Лично меня больше привлекают простота, функциональная прямолинейность и брутальная неотесанность рустик. От бабушкиных комодов и тетушкиных буфетов, заполненных домашними вкусностями, веет уютом. А на вилле "Эруския" в интерьерах "Наполеона Труа" я все время чувствовала себя на съемках фильма про "бель ви".
Заметила, кстати, в некоторых престижных ресторанах с хорошей домашней кухней стоят старинные бабушкины буфеты, в которых официанты хранят скатерти, салфетки и предметы сервировки.