К ДТП могут привести самые разные факторы: технические, механические, погодные. Но в исследовании причин любой аварии субъективному моменту уделяется самое пристальное внимание: "Должен ли был водитель предвидеть наступление последствий, хотел ли этого и мог ли избежать?" Ответ на этот вопрос фактически решает судьбу автомобилиста.
Хотя при взгляде на некоторые истории создается впечатление, что дилемму следует формулировать иначе: "Способен ли иной человек перевоспитаться и учиться на собственных ошибках?"
Таисия, судьба которой сломалась в ноябре 2015 года, уверена, что в ее случае именно так и обстоят дела. ABW.BY она рассказала, чем обернулась для нее и ее семьи встреча на дороге с неисправимым нарушителем:
"В ноябре 2015 года мы с братом и матерью ехали по трассе Минск - Витебск. В какой-то момент со встречной полосы заснеженной дороги вылетел Volkswagen Touareg. Его крутило-вертело по трассе, в итоге он врезался в наш Largus. Я почувствовала сильную и резкую боль в спине, с заднего сиденья стала кричать моя 87-летняя мать. Сработали подушки безопасности, я была обездвижена скорее от боли, нежели от невозможности выбраться из салона.
У матери был открытый перелом бедра с венозным кровотечением, сломаны ребра. Водитель Tоuareg вышел из своей машины. В салоне находились еще четверо, они в ДТП не пострадали, но к нам не подошли. Через какое-то время приехал экипаж ГАИ, потом карета скорой помощи, нас увезли в больницу в Докшицы, где определили в отделение хирургии. Мать перенесла сложную операцию, ей сшили вену на бедре, совместили кости, загипсовали, таким образом, ходить она уже не могла. За несколько дней нахождения в местной больнице виновник ДТП к нам ни разу не приехал. Затем нас перевезли в Больницу скорой помощи в Минске, где дополнительно обследовали. Мне уточнили диагноз - "перелом двух позвонков и перелом ребра, травма живота", естественно, после этого госпитализировали. В январе 2016 года было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 317 УК РБ. По делу потерпевшей проходила моя мама, поскольку ее повреждения квалифицировались как тяжкие телесные.
Статья 317 УК РБ "Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств"
2. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Дальше были различные экспертизы, обследования, хождения по врачам. Результаты некоторых экспертиз вызывали у меня вопросы. Например, в одной из медицинских выписок за 2016 год у меня диагностирована соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, обнаруженная якобы еще в 2004 году. Это заболевание не связали с произошедшим ДТП. Хотя у меня на руках была выписка за 2015 год, где о нем не сказано ни слова, - я обоснованно полагаю, что такой диагноз есть следствие пережитой аварии. Откуда в медицинских документах взялись такие противоречащие друг другу сведения, не знаю..."
Впрочем, история эта интересна другим: оказывается, на момент ДТП в ноябре 2015-го виновник уже находился под следствием и обвинялся в преступлении, предусмотренном все той же частью 2 статьи 317 УК РБ!
Как было установлено, в августе 2014-го он, двигаясь на том же автомобиле Volkswagen Tоuareg по улице Орловской в Минске, резко перестроился со второй полосы в первую прямо перед ехавшим в попутном направлении троллейбусом. Водитель троллейбуса экстренно затормозил - женщина-пассажир, находившаяся в салоне, упала и сломала плечо.
Стоит отметить, что закон при выполнении определенных условий, а именно: признание вины, способствование расследованию, возмещение вреда и т.п., - предусматривает освобождение от уголовной ответственности виновного лица, если преступление совершено впервые.
Водитель воспользовался этой возможностью, удовлетворил требования потерпевшей, и 25 декабря 2015 года дело было прекращено.
Принимая такое решение, суд особо подчеркнул факт того, что виновный раскаялся в содеянном и возместил причиненный ущерб.
В толковом словаре Д.Н.Ушакова понятие раскаяния раскрывается так: "Действие и состояние, сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке".
"У меня в голове не укладывается, как можно говорить на суде: "Я сожалею о совершенном мною преступлении", прекрасно зная, что в результате его действий уже есть новые жертвы и новое ДТП?!" - разводит руками Таисия.
При этом женщина демонстрирует данные из республиканской базы, согласно которым "раскаявшийся" только после первого ДТП четыре раза привлекался к административной ответственности за нарушение правил эксплуатации транспортного средства (ч.5 ст.18.12), один раз - за игнорирование требований знаков, разметки или непредоставление преимущества маршрутному транспортному средству (ч.6 ст.18.14), и дважды допустил нарушение правил стоянки/остановки транспортного средства (ст.18.22).
Всего в "послужном" списке водителя - 34 правонарушения.
"А в день нашей аварии он не только совершал опасный маневр, но и выехал в путь по заснеженной дороге на автомобиле, "обутом" в летнюю резину! - добавляет женщина.
"В июне 2017 года моя мама умерла, официальная причина смерти - "инфаркт миокарда". Просто сердце не выдержало всех нагрузок. В течение шести месяцев после аварии мама только из дома 16 раз обращалась за медицинской помощью. Следствие не связало эту потерю с результатом ДТП и длительным лечением, не учло многие заболевания, образовавшиеся после ДТП. Я пыталась донести этот факт до органов, ходатайствовала о назначении посмертной судебно-медицинской экспертизы на основании медицинских документов. Мне сказали, что придется эксгумировать тело матери, чтобы такую экспертизу провести. На это я пойти не могла. Уголовное дело тем временем направили в суд".
На суде Таисия планирует все же ходатайствовать о повторной экспертизе, чтобы связать смерть матери с ДТП.
"Просто хочу, чтобы виновник ДТП понес наказание, соразмерное с его отношением к людям. Он должен быть наказан за безразличие к законам, за то, что ни разу не подошел ни ко мне, ни к моей матери при ее жизни, не извинился, не спросил, может, лекарства какие нужны. Банальное человеческое "простите" уже говорит о том, что в душе этого человека хоть что-то осталось. Но ничего такого не произошло. Теперь ни о каком примирении речи быть не может - не хочу, да и виновник этого не предлагает. Я искренне рассчитываю, что предстоящий суд учтет предыдущее "раскаяние" виновника и даст оценку его личности. Тогда, я думаю, он получит по заслугам".
Мы не станем выставлять оценки участникам истории - это сделает суд.
Нам, сторонним наблюдателям, не отягощенным тяжелыми переживаниями, может вполне показаться, что во всем происходящем с водителем Tоuareg есть большая доля случайности: и неудачное падение в троллейбусе пассажира, и некстати выпавший снег, и десятки штрафов, которые сегодня легко получают многие водители за отсутствие техосмотра, превышение скорости или парковку в забитых дворах.
Если бы не одно но: раскаяние - это не просто формальность перед лицом закона, не только чувство вины. Это действие, направленное на исправление себя. На воспитание в себе уважения к закону и соблюдение его. Только в таком случае череду трагедий можно прервать.
Евгений ГРАЧЁВ
Фото предоставлены героиней материала
ABW.BY