Как показала практика, большинство наших клиентов не знает, как правильно выводить деньги из бизнеса. Если не знаете ответ на этот вопрос, в будущем будут проблемы.
В этой статье вы узнаете, почему деньги в кассе — это еще не ваши деньги, как правильно считать прибыль и сколько можно выводить денег в карман.
Статья особенно полезна предпринимателям: оборот более 1 млн рублей, компания работает в отсрочку с клиентами и поставщиками, у бизнеса есть складские запасы. Не особо полезна ремесленникам и фрилансерам — тем, кто сам сделал, сам продал. Масштаб не тот.
Тема не простая — без бутылки не разберешься. Раскрываем по порядку на примере истории одного из моих клиентов, Кости, который поставлял нефтяное оборудование. Мы помогли ему выбраться из кассового разрыва, и теперь он действует аккуратно. Надеюсь и вы последуете советам этой статьи.
Не путай деньги компании со своими
Костя заключил крупную сделку на поставку трубопроводной арматуры с предоплатой 30%. Когда деньги пришли на счет, Костя подумал, что эти деньги — его. Как же он ошибался.
Костя обрадовался и перевел деньги в кэш. Поехал в салон Мерседес и купил новый Е-класс за 3 миллиона. Счастье длилось недолго. Через год Мерседес пришлось продать, чтобы рассчитаться с поставщиками, выдать зарплаты и погасить кредит в банке.
Вам переводят деньги вперед, но вашими они станут только в момент, когда вы закроете проект и подпишите акты. Пока этого не произошло, деньги клиента просто хранятся у вас на счету. Бывает, что у компании полный сейф денег, а она — убыточная. И наоборот: денег в кассе нет, но компания прибыльная.
Выводи не больше факта чистой прибыли
Через 2 месяца Костя отгрузил арматуру и уложился в срок. После отгрузки клиент подписал акты. Компания выполнила обязательства по договору.
Чистая прибыль — условный показатель. Предоплата 30%, которую Костя получил авансом, можно признать выручкой компании. Остальные 70% тоже принадлежат Косте, но по факту еще хранятся у клиента. Чтобы прибыль превратилась в деньги, клиент должен заплатить.
Хотя клиент еще не заплатил, мы знаем по закрытым актам, что прибыль Кости — 2 миллиона рублей. Но этой информации недостаточно, чтобы выводить деньги из компании.
Клиент перевел остальную сумму в компанию, деньги появились на счету. У Кости есть другие сделки в работе, поэтому часть денег на счету принадлежит компании, остальные — клиентам. Оставьте деньги клиентов в покое.
Деньги клиента становятся вашими после того, как вы и клиент подпишите акты. До этого момента даже не пытайтесь ими распоряжаться.
Поддерживай норму остатка на счету
Костя часто работает в отсрочку и ждет, пока деньги придут в кассу. Но каждый месяц нужно платить аренду, зарплаты, вкладывать в рекламу. Пару раз Костя был в ситуации, когда денег не было на счету, а время платить пришло. Это называется кассовый разрыв.
Одного такого разрыва Косте хватило, чтобы принять меры. После этого он посчитал, сколько нужно денег держать на счету, чтобы всегда хватало на обязательные траты и работу компании. Назовем это нормой остатка.
С выводом денег Костя тоже разобрался. Он понял: когда денег больше, чем норма остатка, их можно снимать без ущерба.
Когда вы знаете, какая у вас прибыль и норма остатка денег на счетах, можно подумать о выводе средств. Если денег меньше, чем обязательная норма — у вас проблемы. Если больше — выводите.
Помните, что есть еще ежеквартальные платежи, такие как НДС, например. Их тоже надо учитывать в расчетах.
Определиться со стратегией
Чтобы правильно выводить деньги из бизнеса, есть 3 стратегии.
Все на себя. Если вам не интересно развить компанию в крупный бизнес, хочется пожить в свое удовольствие — выводите большую часть на себя. Бизнес будет болтаться примерно на одном уровне, а вы поживете всласть.
Развитие. Чтобы бизнес рос, в него надо вкладывать из своих. Инвестиции возвращаются не сразу, но если перетерпеть, можно стать собственником здоровой, прибыльной компании.
Компромисс. Этот вариант — золотая середина. В нем мы учитываем личные интересы и развиваем компанию. В идеале: 50% оставляете в компании, остальное выводите на себя или делите между партнерами.
Чтобы выбрать стратегию, нужно разобраться в своих планах и амбициях. Для себя мы выбрали «компромисс». У вас может быть и свой вариант.
Запомнить
1. Деньги на счету: частично — ваши, частично — клиентов.
2. Чистой прибылью считаются деньги, которые вы закрыли актами.
3. Выводите не больше чистой прибыли компании.
4. Определите ежемесячную норму расходов компании.
5. Выводите, когда денег больше нормы расходов.
6. Выберите одну из стратегий: вытаскивать все без остатка, оставлять в компании максимум на развитие или найти золотую середину.
Кто тут хотел учиться?
Для жаждущих света знаний мы запилили бесплатный базовый курс по финансам.
Это бесплатная почтовая рассылка полезных уроков с упоротыми картинками.
ПРОЙТИ БАЗОВЫЙ КУРС ПО ФИНАНСАМ
С заботой о ваших финансах,
Саша и Андрюша