Найти тему
ЖиШи

Как специфика профессиональной сферы влияет на стиль общения

Работа заполняет почти 50% времени в нашей жизни. Профессиональное развитие, карьерный рост, общение с коллегами, партнерами, клиентами – все это требует умения не только думать, но и говорить. Интересно, что формат общения у профессионалов из разных сфер отличается: уникальный язык, сленг для общения «только между своими», есть в каждой индустрии. В интервью для «ЖиШи» Татьяна Громова, эксперт розничной сферы, руководивший департаментами розничных продаж разных компаний («Евросеть», Valtera, Sunlight и др.), поделилась интересными фактами о специфике общения в ретейле (розничной отрасли) и рассказала, так ли необходимо руководителю быть абсолютно грамотным.

ЖШ: Татьяна, насколько важно для профессионалов (если говорить о всех уровнях менеджмента) умение грамотно говорить и писать? Известно, что без образования в наше время никуда. Это база, основа, которая помогает развиваться, двигаться вперед, строить карьеру, реализовывать проекты, открывать бизнесы. И очевидно, что для этого надо уметь понятно выражать мысли, корректно формулировать задачи. Но так ли необходимо быть грамотным: соблюдать правила, корректно говорить и писать? Или важен только смысл, а не его оформление?

ТГ: Грамотно говорить очень важно. Абсолютно точно. Важно и грамотно писать: человек может неправильно истолковать смысл текста, в котором допущена ошибка. Это касается и корректности постановки задач. Всем известна фраза «казнить нельзя помиловать», где от места постановки запятой меняется смысл. И в бизнесе то же самое может быть. Поставил какую-то задачу, вроде сформулировал ее по SMART (метод постановки целей и определения задач – прим.ред.), но подчиненный все равно ее недопонял и выполнил неправильно. Разочарование и у сотрудника, и у руководителя - цель не достигнута. Поэтому правильная формулировка – это важно. Хотя и не готова сказать, что грамотное написание, верное грамматически, имеет гигантское значение.

На самом деле, люди из бизнеса, особенно топы, далеко не всегда грамотны в написании. Для них важнее грамотная речь, искусство говорить. Но все мы, управленцы, когда-то строили карьеру. Без грамоты и умения пользоваться своим языком никуда, когда ты только начинаешь подниматься по карьерной лестнице: надо составлять объяснительные, служебные записки, отчеты, которые, кстати, среди других вариантов могут стать базой для обучения нового молодого сотрудника. Поэтому все должно быть составлено грамотно. Грамотность важна, когда у вас есть деловые партнеры: возникают письменные коммуникации, документы, договоры, коммерческие предложения, где недопустимы ошибки.

ЖШ: А если говорить о менеджерах в целом, независимо от их статуса. Тотально низкий уровень грамотности встречается и у линейных менеджеров, и у топов - люди просто не знают русский язык. Так ли необходимо отличное знание языка, высокая грамотность, если специалист является профи и прекрасно разбирается в своём деле, и уровень владения родным языком никак не влияет на результаты работы?

ТГ: Обратимся к истории. Когда произошел развал Советского Союза, у людей поменялись ориентиры: качеству образования перестали уделять пристальное внимание. Немного утрирую, конечно, но приоритетнее было выжить, обеспечить какие-то базовые потребности. Многие этим и ограничивались: говорить умею, пишу более-менее – и ладно. Но все-таки базовый, а лучше средний, уровень должен быть у каждого. Когда человек допускает совсем смешные ошибки – это неприемлемо. Хотя для профессиональной сферы это и не так важно. Возьмем специалиста производственной сферы, простого рабочего. Высокая грамотность для работы ему не важна. Зачем? Если он нигде не использует письменную и устную речь, а работает исключительно руками. Для бизнеса не важно. Но для личности важно. Этот рабочий, скорее всего, является родителем, и как родитель он часто пишет письма, заявления, например, разрешение на поездку ребенка в летний лагерь.

Или личный пример. Как для руководителя розницы, для меня высокая письменная грамотность не очень важна. Хотя как управленец я участвую во многих стратегических активностях, разработке и запуске маркетинговых акций: например, утверждаю тексты СМС-сообщений для отправки нашим покупателям. А они, как известно, люди разного уровня. И есть покупатели, которые очень хорошо знают русский. В этом смысле нам, продавцам, без хорошего русского языка никуда. Конечно, есть маркетологи, грамотные люди, которые правильно сформулируют и напишут. Но я сталкивалась с рядом ситуаций, когда выявлялись ошибки в сообщениях для наших покупателей практически на этапе отправки или при публикации информации на сайте. Хорошо, что неточности удавалось обнаружить вовремя. Ведь в таких ситуациях ошибки недопустимы.

ЖШ: Мы обсудили необходимость знания языка как минимум на среднем уровне. А если посмотреть шире, в рамках не одной компании, а разных сфер? Много говорится о специфике различных отраслей экономики, бизнеса: это и подходы, и инструменты, и стиль коммуникаций, например, профессиональный сленг. Как Вы думаете, почему разным профессиональным сферам свойственен собственный язык?

ТГ: Именно потому, что это разные сферы, разные продукты. Любая отрасль образуется исходя из первичного продукта: у каждого вида бизнеса есть своя ключевая компетенция. Что такое розница? Это точки продаж. Если компания, например, продает недвижимость, то ее компетенция - продажи. Почему разный сленг? Также из-за отличия самих продуктов. Из-за ключевых компетенций.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ "ЖиШи"