Такая ситуация случалась с каждым. Что делать? Сейчас я вернусь в магазин, ткну носом в "это" кассира и заставлю при мне все съесть! Хотя нет, сначала нужно поделиться со всеми, мол, вы только посмотрите! Возмущению нет предела! Потом расскажу, как я там всех наказал и восстановил справедливость.
Хочу рассказать про личное ощущение таких историй.
Люди обожают перекладывают на других ответственность за решение своих проблем. Умение переложить ответственность, свалив вину на другого, позволяет испытать временное облегчение и чувство нравственной правоты.
К сожалению, один из минусов социальных сетей состоит в том, что благодаря им стало легко спихивать ответственность (за любую незначительную ерунду) на других. Эта публичная игра в вину и стыд стала популярной и отчасти модной. Люди рассказывают всем, как их обидели, и это получает в социальных сетях больше внимания и эмоционального отклика, чем другие события. Те, кто живет, с вечно работающей на максималках, ролевой моделью жертвы, находят огромное количество поддержки.
Люди недовольны, что магазин не соответствует их представлениям о магазине, кассир не так делает свою работу, цены высоки, овощи плохого качества, очереди длинные, другие покупатели слишком медленные. И все это подается с надрывом и колоссальным нравственным негодованием. Долго мне это все терпеть? Я безумно оскорблен, глубоко внутри чувствую себя угнетенным, а потому буду возмущаться и пользоваться вниманием! Имею право!
СМИ поощряют и поддерживают такие настроения - это полезно для их бизнеса. СМИ легче освещать не реальные истории и реальные проблемы, а рассказывать о чем-нибудь умеренно оскорбительном. Раструбить как можно шире, спровоцировать возмущение, а у другой части населения вызвать «вторичное возмущение» этим возмущением. Кусок дерьма перебрасывается между двумя воображаемыми сторонами, отвлекая каждую от подлинных общественных проблем. Такая мода на образ как бы "жертвы" хуже всего тем, что отвлекает внимание от реальных жертв.
Люди подсаживаются на чувство обиды: быть обиженным - это здорово! Так приятно чувствовать свою правоту и нравственное превосходство. «Возмущение подобно многим другим вещам, которые доставляют удовольствие, но со временем начинают пожирать нас изнутри. И оно коварнее большинства пороков, ибо мы не осознаем, что испытываем удовольствие».
И если вы наткнетесь на испорченный товар - верните его в магазин. Ничего крамольного, просто спокойно объясните ситуацию администрации. И открытый, и без чека, и купленный неделю назад. Вам вернут деньги или поменяют на аналогичный.