Бытие, как всего общества в целом, так и каждого из его граждан в отдельности (суммарно составляющих это самое общество) определяется ВЗИМООТНОШЕНИЯМИ между тремя основополагающими доминантами, а именно: «Духом» в образе безбожной философской идеи или религии с Богом, «Материей», к коей относится государство, как структурированная социальная организация общества вместе с природными и экономическими ресурсами ареала географического проживания этноса, и, непосредственно, самим человеком как «Индивидом» и «Личностью».
И ИМЕННО человек, если можно так выразиться, «запускает» процессы сосуществования между духом, то есть религией и церковью с одной стороны, и государством – с другой стороны.
Процессы эти приводят, в одном случае, к появлению и становлению государств «религиозных», где место, значение и авторитет Церкви необычайно высок с точки зрения непосредственного участия в управлении государством, будь то христианство, ислам, иудаизм, буддизм или что-то ещё, но и где власть в лице государства – что особо важно! – является ГАРАНТОМ недопущения глумления, искажения или попыток разрушения религиозных, то есть мировоззренческих основ такого общества.
Здесь надо сделать важное уточнение, а именно: под участием Церкви в управлении «религиозного» государства не следует понимать непосредственное вмешательство Церкви в вопросы, например, экономические, внутриполитические или внешнеполитические в прямой и явной форме. Но вот принятие тех или иных решений со стороны властных структур такого государства, представители которых сами в подавляющей массе своей являются людьми верующими, не могут происходить без соответствия нравственным ощущениям народа и где ГАРАНТОМ правильности или, наоборот, мировоззренческий ошибочности того или иного решения власти, выступает уже Церковь как высший духовный авторитет.
Естественно, не всегда всё происходит идеально, но подобный генезис жизнедеятельности такого государства является основополагающим.
В таком государстве не изучают абстрактные «основы веры», а воспитывают и учат «в вере», то есть по законам нравственным, эстетическим, этическим и совестливым в рамках Божьих заповедей и религиозных канонов. Любая, а уж тем более агрессивная пропаганда «анти»божия, не поощряется в таком государстве, а, скорее наоборот, чревата серьёзными последствиями с не менее серьёзными наказаниями.
Но и Церковь, чаще всего, не стремилась ПОЛНОСТЬЮ подменить собой власть светскую, концентрируясь исключительно на духовном окормлении верующих.
Хотя в древней истории есть примеры, например, до периода Царств, существования в древнем Израиле подлинной теократия, то есть богоправления.
Подлинной, потому что Бог в том случае САМ руководил народом Израиля.
Да и на сегодня существует некое подобие этому в виде Ватикана, карликового государства, представляющего собой также теократическую модель управления, при которой духовная и гражданская власть совмещены в одних руках, но уже человеческих в лице Папы Римского с совмещением им на Святом Престоле абсолютной законодательной, исполнительной и судебной власти.
Взаимоотношения Церкви и Государства всегда были сложными, но даже Сын Божий, Иисус Христос, имеющий власть над землёй и Небом, через вочеловечивание подчинил Себя земному порядку вещей и повиновался земным носителям власти, ибо римскому прокуратору в Иерусалиме Понтию Пилату, Своему распинателю, Господь сказал следующее: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».
И понятие свободы в религиозно организованном государстве было «регламентировано» не тезисом, «что хочу, то и ворочу», а, скорее, постулатом «относись к ближнему так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе» в рамках церковной морали, действующей фактически в статусе государственного законодательства.
Плохо это или хорошо, нравится это кому-то или не нравится – это вопрос вторичный. Просто такие государства – по факту – были, есть и будут.
И здесь также необходимо ещё раз уточнить, что защита деятельности Церкви во всех её многочисленных проявлениях, жизнедеятельности и обрядах от любого посягательства, происходит в таком государстве не усилиями каких-то «особых церковных силовых структур», а исключительно силами правоохранительных институтов в целом, на то государством созданных, им содержащихся и уполномоченных к исполнению в своих правах и действиях.
Кстати, в Российской Империи до 1917 года государстве религиозном, где государственной религией было Православие, тем не менее, была гарантирована и защита проявления своих религиозных чувств и представителям иным конфессий, например, ислама или иудаизма и т. д., если их деятельности не носила попыток, если так можно выразиться, «низвержения» Православия. И если представители этих конфессий были законопослушными подданными Царя Православного, ГАРАНТИРОВАВШЕГО им их религиозную свободу в границах своего царства.
Это то самое евангельское: «Богу – Богово, кесарю – кесарево», но в рамках СОВМЕСТНОГО сотрудничества Церкви и Государства.
Однако социумы могут формироваться и по «светскому» принципу, когда церковь конституционно отделена от государства и не имеет ТАКОГО, если можно так выразиться, «узаконенного властью» влияния на души и умы людей.
В таком государстве церковь функционирует в рамках конституционного права, которое, например, в современной России (являющегося на сей момент государством светским, а не религиозным) закреплено статьёй 28 Конституции: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
И если деятельность людей, объединённых в ту или иную церковь, не выступающую в своих проповедях и устремлениях к изменению государственного устройства России в свою или в пользу «третьих лиц», носит в России исключительно частный характер, тем не менее, она, эта деятельность, защищена государством согласно статье 214 УК РФ: «За оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием с этой целью средств массовой информации или в иной публичной форме, а равно путем разрушения или повреждения культовых зданий, сооружений, иных предметов мировоззренческой символики, памятников, захоронений, нанесения на них оскорбительных надписей и изображений предусмотрены уголовные санкции».
То есть и здесь, в случае НЕрелигиозного устройства государства, как это имеет место быть в современной России, защитой чувств «разных» верующих, в том числе и на бытовом или обрядовом уровне, выступают силовые структуры самого светского государства на сновании действующих уголовного или гражданского законодательств: полиция, прокуратура, ФСБ или Следственный комитет. Естественно, в рамках своих компетенций по реагированию на нарушение действующих законов в этой сфере в той или иной форме.
А то, что Россия - государство нерелигиозное, говорит соответствующая статья 14 Конституции РФ: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Это – очень важный момент.
И вот почему.
Потому что ни одна из действующих в России церквей и – прежде всего! – наиболее многочисленная в России церковь Православная и церковное священноначалие в лице её иерархов, НЕ является инициатором создания и функционирования под своим «патронатом» каких бы то ни было «силовых» или «военизированных» структур, организаций, обществ по исключительно своей, типа, «защите» и проведению каких бы то ни было силовых акций, как против иноверцев и атеистов, так и людей обманутых или «бесом смущённых», и порой «…не ведающих, что творят…».
Тогда возникает вопрос, а что собой представляют и чем занимаются в России, НЕКОТОРЫЕ, так называемые, «православные активисты», организованные в реально агрессивные группки, группы, организации, объединения и тусовки?
И почему они стремятся подменить собой государственные структуры по охране правопорядка в церквах и рядом с ними?
Ответ очевиден – все подобные «активисты» представляют собой факторы общество дестабилизирующие, а, значит, не «религиозные» и деструктивные, в том числе, и для самой религии.
Можно понять и принять оскорблённые чувства людей верующих выходками в православных храмах таких маргиналок, как, например, «Pussy Riot», но вопрос «разборок» их поведения лежит исключительно в компетенции государственных структур по закону, а не линчеванием их на месте толпой перевозбужденных «православных активистов».
Патриарх Кирилл высказался на этот счёт совершенно однозначно и понятно: «Появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить это как некую забавную шутку, и печально, и горечью сердце мое разрывается, что среди этих людей есть те, кто называет себя православными. Каждого верующего человека это не может не уязвлять. А потому призываю вас усилить молитвы о стране и о народе нашем, ибо нет у нас будущего, если перед святынями великими мы начинаем глумиться и если это глумление кому-то ложится на душу как некая доблесть, как некое правильное выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка».
Вера и политика представляют собой явления разного порядка и гарантируют стабильность в обществе исключительно взаимно уважительным БАЛАНСОМ своих отношений, а не подменой одним другого, или, тем более, смешиванием их между собой.
Патриарх призвал молиться по заповедям и законам Божиим, в том числе, и за души забесованных маргиналов, но не призвал верующих брать на себя право судить их самосудом светским.
Ибо на страже соблюдения светских законов, защищающих, в том числе!.., и чувства верующих, стоит Государство, а не кто-то ещё вместе него.
Тогда как понимать, например, название организации «Христианское государство Святая Русь» (ХГСВ), якобы стоящей на позициях «защиты православия», и чем оно, по сути, отличается от, например, наименования террористической организации «Исламское Государство»?
А понимать надо совершенно однозначно, а именно – как открытый призыв к изменению существующего государственного строя России и создания на его месте государства «на Руси только для христиан».
И в чём тогда будет декларируемая такой организацией «святость» на Руси – в почти по украинской кальке «Украина для украинцев»?
Впрочем, чему удивляться, если в руководство организации «Христианское государство Святая Русь» входит некто Р.Марочко, активный «скакуас» на киевском майдане.
Только причём здесь христианство и тем более рядом – Русская Православная Церковь?
Священнослужители Русской Православной Церкви самоорганизацию настоящих православных людей только приветствуют, если в их устремлениях превалируют желания строить храмы, помогать больным и страждущим, и так далее и тому подобное. И данные структуры создаются самостоятельно, а не по указке синодальных учреждений.
Но не может быть и речи о каких либо контактах православных священнослужителей с «ряжеными под православных людей» провокаторами.
А ведь ещё один из руководителей организации «Христианское государство Святая Русь» Александр Калинин о фильме «Матильда» заявил в интервью ресурсу Meduza, что вполне поддерживает мнение о необходимости: «…жечь все, что способствует этому богохульству, и можно говорить не про убийства, – а про лишение жизни за веру…»!
К фильму «Матильда» можно относиться, как к сугубо частному мнению его создателей, по-разному, но ПРАВДУ христианской веры доказывают не убийствами хулителей веры, а СЛОВАМИ убеждения в правоте своей и не правоте тех, кто через унижение верующих в той или иной форме, бросает бесовский вызов Богу. Впрочем, абсолютно самоубийственный для души, по греху гордыни, вызов.
Поджигать офисы, бить лица или проводит нарушающие общественный порядок сборища с именем Христа на устах – из числа тех же вызовов.
Так что, заявление про «лишение жизни за веру» в рамках Православной традиции абсолютно провокационно и, фактически, является наглым и циничным призывом к террору.
Причём, этот призыв «упакован» в христианскую, православную «обёртку», что само по себе у многих людей неверующих, как и у верующих других конфессий, может вызывать негативные эмоции и подвигнуть к умозаключению о некоем набирающем силу в стране «православном терроризме», курируемым чуть ли ни самой Православной церковью!
Россия православная «приростание» земель до размеров государства в одну шестую часть земной суши осуществляла не колониальным покорением силой с геноцидом народов и народностей, а освоением территорий мозолями и потом своего труда и молитвами в храмах, которые строила там, куда ступала нога русского первопроходца, но, ни в коем случае при этом, не ущемляя существующие на местах религиозные предпочтения населения.
Да, порой случались и вооружённые противостояния, да вот только поведение русских АБСОЛЮТНО отличалось от того, что творили, например, испаноязычные католики в Центральной и Латинской Америках, или англоязычные протестанты в Америке Северной с маниакальным устремлением к тотальному уничтожению «аборигенов».
Например?
Например, в 1881 году русская армия под командованием генерала Скобелева осаждала в Туркестане крепость Геок-Тепе. В одну из осадных ночей защитники крепости, текинцы, подкравшись к русскому биваку, «взяли в кинжалы» спящих. В общей сложности было вырезано больше батальона, несколько сотен солдат.
Наутро рассвирепевший Скобелев скомандовал общий штурм – ожесточившихся русских было не удержать, крепость пала.
Текинцы, проигравшие сражение и попавшие в плен, ожидали над собой лютой расправы. Что было привычным для восточного менталитета и вполне ожидаемо побеждёнными. Тем более, после ночной резни русских.
Однако Скобелев приказал раненых текинцев перевязать и всех пленных накормить.
Ни с раненых, ни с пленных не упал и волос с головы!
Старейшины текинцев, до глубины души потрясённые таким поведением русских, приняли историческое решение и «отдали под высокую руку» ак-паши, «белого царя», которому служат такие генералы, свой народ. Сформулировав своё решение словами: «Коран говорит – победителю повинуйся. Но русские завоевали нас не только силой оружия, а и своей ДОБРОТОЙ, и только они имеют право быть нашими господами!».
Подчеркнём – ПРАВОСЛАВНЫЕ на тот момент русские.
Текинцы шли служить русскому Царю ДОБРОВОЛЬНО на своих конях и со своим холодным оружием. От казны им выдавали только погоны, винтовки и жалование.
Туркмены из племени теке (текинцы), далёкие от православия мировоззренчески, составляли личный конвой генерала Скобелева.
Кстати, во время известных событий, связанных с отречением Императора Николая Второго, возмущённые офицеры Туркменского полка заявили, что если бы конвой Императора составляли текинцы, то не случилось бы никакого отречения, а так отречение у Царя вырвали силой…
Но это уже другая история.
Восток – дело тонкое…
И сейчас в рядах воинов, рискующих своими жизнями, например, в борьбе с псевдо мусульманским международным терроризмом плечом к плечу стоят и христиане, и мусульмане, и атеисты .
Россия, будучи страной, обеспечивающей свободу совести конституционно, оставляет за собой право и осуществляет преследование только тоталитарных и деструктивных культов, соблюдая при этом все процедуры, предусмотренные законодательно.
Но действия организации «Христианское государство Святая Русь» из разряда деструктивных скорее уже попадают под статью 280 УК РФ в той её части, где звучит: «…Экстремистская деятельность (экстремизм) - это деятельность… …на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; на унижение национального достоинства».
Как не вспомнить слова Иисуса: «…нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос…». И выбор этот для человека – свободен, а не насильственен.
К Христу и в Православие приходят.
Сами.
А не загоняются туда силой.
Бесспорно, что церковные специалисты теологи совместно с специально на то уполномоченными людьми из светских силовых структур более предметно разберутся во всех деталях и нюансах попыток организации «Христианское государство Святая Русь» не только опорочить Православие и Русскую Православную Церковь, но и «раскачать» светское российское общество в преддверии приближающихся выборов президента России.
Бесспорно и другое, что действия и высказывания активных участников организации «Христианское государство Святая Русь» не имеют в своих побудительных мотивах: ни отстаивание правды во имя Христа, ни идеалов религиозных заповедей, ни интересов России.
Это вполне себе профессиональные провокаторы, прикрывающиеся христианской, как атрибутикой, так и терминологией, и выполняющие заказ от внешних кураторов из-за океана, нацеленный на максимально возможную дискредитацию российской государственности во всех её, если можно так выразиться, «институтах»: светских и духовных.
Иуды, одним словом.
Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Подписывайтесь на наш Яндекс ZEN-канал или следите за новостями на сайте «ИНФОРМЕР». Мы в социальных сетях:
ВКОНТАКТЕ | FACEBOOK | TWITTER | TELEGRAM | ОДНОКЛАССНИКИ