"Работы Малевича — гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров"
При упоминании таких штампов, как «неоднозначная мазня», «ненужное, абстрактное искусство» в памяти невольно вырастают образы и лица целой плеяды новаторов-авангардистов и футуристов, но самым ярким и одновременно громким именем всегда считался только он один — главный архитектор и революционер, идеолог и философ, гений и безумец — Казимир Северинович Малевич.
В мае 2017-го картина Казимира Малевича «Супрематическая композиция с полоской в проекции» стала самым дорогим лотом старейшего в мире аукционного дома Sotheby’s. Продана она была за 21,2 миллиона долларов при оценочной стоимости 12-18 миллионов.
В 2008 году на том же аукционе Sotheby’s была продана еще одна картина Малевича, с таким же названием, только уже без полоски — «Супрематическая композиция», ставшая одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником. Неизвестный покупатель согласился расстаться с суммой превышающей 60 миллионов долларов.
Но, пожалуй, самая известная и одновременно самая обсуждаемая картина русского художника-авангардиста — это «Черный квадрат». Всего «черных квадратов» — четыре. Первый и третий хранятся в Третьяковской галерее в Москве, второй — в Русском музее в Петербурге. Четвертый висит в Эрмитаже. Приблизительная стоимость каждого по отдельности — более 20-30 млн. долларов. Картины не продаются.
″
Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте. Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — „Черного квадрата“. Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом». Татьяна Толстая, писательница, в эссе «Квадрат»
По мнению российского искусствоведа, историка искусства и большого специалиста по русскому авангарду и в частности творчества К. Малевича Татьяны Горячевой:
″
Вистории мировой культуры существует не так много произведений, названия которых вышли за рамки своего изначального смысла и приобрели характер имени нарицательного… Нет картины с более громкой славой, чем «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений,.. нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью… «Чёрный квадрат» стал настоящей вехой в истории русского искусства двадцатого века».
С мнениями двух Татьян, уверен, согласятся большинство экспертов и критиков, и не только российских… Малевич безусловно художник с мировым именем и, как мы видим, за право обладать картинами русского авангардиста коллекционеры без сожаления выкладывают внушительные суммы. НО!
Большинство людей, обычных ценителей живописи не понимают или с сомнением относятся к творчеству Малевича, разграничивая нормальное искусство и искусство дегенеративное,* разделяя творцов живописи на здоровых художников и на «психически больных»… И в этом нет ничего удивительного. Дело художественного вкуса. Но следует понимать, что художник Малевич и его картины для тех же самых коллекционеров — это не предмет любования и восхищения, а удачное вложение, инвестиция!
В 1927 году Малевич выставлял свои картины на выставках в Варшаве, а позже в Берлине. После срочного отъезда Казимира Малевича в СССР в июне 1927 г. коллекция картин (более ста полотен) была им передана на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. Позднее Геринг вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство».
«Дегенеративное искусство» (нем. Entartete Kunst) — термин нацистской пропаганды для обозначения авангардного искусства, которое представлялось не только модернистским, антиклассическим, но и еврейско-большевистским, антигерманским, а потому опасным для нации и для всей арийской расы.
Впрочем, авангардизм был нелюбим и советским руководством, считался ненужным и безобразным.
Вы удивитесь, но в богатейшее наследие авангардиста Малевича, помимо шедевров из свойственных ему направлений супрематизма и кубизма, входят картины и «попроще», более понятные и привычные для классического среднестатистического ценителя живописи… И сегодня мы попробуем разрушить сформированные в обществе штампы о запредельно сложном и непонятном Малевиче.
Итак, другой Малевич! Или 20 «неприлично простых» картин Казимира Малевича, без сложных сюжетов, кубизма, супрематизма и мистических абстракций:
Автопортрет. 1910-1911. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Автопортрет. Около 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Бульвар. Около 1930, Государственный Русский музей, С.-Петербург
Весна. 1928-1929. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Аргентинская полька. 1911. Частное собрание
Голова мальчика в шляпе. Начало 1930-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Девушка без службы. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Женский портрет. 1932-1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Кузнец. 1933. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Мужской портрет. 1933-1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург
На бульваре. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Отдых (Общество в цилиндрах). 1908. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Портрет матери. Около 1932. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Портрет жены художника. 1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Портрет ударника (Краснознаменец Жарновский). 1932. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Работница. 1933. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Сестры. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Три женщины на дороге. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Цветочница. Около 1930. Этюд к одноименной картине. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Цветущие яблони. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Казимир Северинович Малевич
(23 февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист, основатель супрематизма, теоретик искусства, философ.
Малевич входит в пятерку наиболее ярких революционеров искусства XX века в мировом масштабе. Гениальность художника, как и его творчество никого не оставляет равнодушным. Работы Малевича — гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров.
Рекомендуем также: