В конце 40-50-х годов прошлого века по столице прошел слух: строят-де в Москве семь новых радарных станций. Как впоследствии выяснилось, в столице приступили к возведению знаменитых семи высоток. В то время недоброжелатели называли их стиль «сталинским вампиром», но сейчас без них сложно представить себе Москву
СТАЛИНСКИЕ НЕБОСКРЕБЫ
Мало кто знает, что появление на свет семи небоскребов напрямую связано с проектом грандиозного Дворца Советов, так и не воплощенным в реальность (здание планировалось возвести на месте снесенного храма Христа Спасителя). Для периода сталинского строительства такие эпитеты, как «масштабный», «громадный», были вполне обычным явлением. Новому пролетарскому государству требовалось любой ценой утвердиться в глазах международной общественности. Помпезные огромные сооружения, возведенные в столице, наглядным образом справлялись с поставленной задачей.
Проект Дворца Советов был утвержден в 1934 году. Строительство начали с того, что взорвали храм Христа Спасителя на Волхонке и на его месте вырыли котлован на 20 метров ниже уровня Москвы-реки. Вертикаль здания должна была подняться на 415 метров. Венчать сооружение должен был 80-метровый памятник Ленину. А обрамлять монстра должны были восемь высотных зданий.
Как известно, у нашей столицы очень сложный холмистый рельеф, прорезанный излучинами Москвы-реки, Яузы, Сетуни и Клязьмы. По мнению создателей нового градостроительного плана Москвы 1935 года, высотные здания должны были отметить восемь основных точек столичного ландшафта. Однако в сентябре 1947 года (в день 800-летия Москвы) заложили всего семь высоток, строительство восьмой, запланированное в Зарядье (на месте гостиницы «Россия»), из-за соседства с Кремлем запретили. По замыслу архитекторов каждый бриллиант каменного ожерелья должен был стать ориентиром определенной части городского массива. Юго-западное было обозначено корпусами Московского государственного университета. К линии Москвы-реки приковывают внимание ее основные доминанты – высотный дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина» на набережной Тараса Шевченко, а также здание МИД на Смоленской площади. Две высотки – на Красной Пресне и у Красных Ворот – превалируют над прилежащими районами и Садовым кольцом. Площадь трех вокзалов – главные ворота города – подчеркнула вертикаль гостиницы «Ленинградская».
К концу 50-х годов по замыслу архитекторов Москву должно было опоясать еще одно кольцо небоскребов, но этим замыслам уже не суждено было сбыться.
Московский государственный университет
Однажды над Москвой были подняты привязные аэростаты и самый высокий – на высоту 240 метров над поверхностью земли. Но войны уже не было, решался принципиальный и, можно даже сказать, эстетический вопрос. Архитекторы решали, как разместить в пространстве новый главный корпус МГУ.
Московский государственный университет занимает одну из самых высоких точек на Воробьевых горах – 75 метров над уровнем Москвы-реки, поэтому великолепно просматривается на огромной окружающей территории. Шпиль основного здания МГУ достигает рекордной отметки – 310 метров над уровнем Москвы-реки! Неслучайно университет считают ориентиром и архитектурной доминантой всего Юго-Западного округа столицы. Даже при въезде в Москву со стороны Варшавского, Калужского, Можайского, Боровского шоссе видно остроконечное завершение храма науки.
Ансамбль состоит из 27 корпусов. Самый большой из них – главный, высотой 235 метров, – крупнейшее высотное здание столицы. В нем размещены математический и географический факультеты, администрация МГУ, музей, научная библиотека, актовый зал на 1500 человек, а также жилые комнаты для студентов и аспирантов. Во внутреннем убранстве преобладают скульптурная отделка композиции и горельефы из натурального камня. В 60-70-е годы МГУ, как и другие высотки, критиковали за перегруженность декоративными деталями, растянутость и перенапряжение отдельных узлов здания, излишние малофункциональные архитектурные формы. Но время идет, строятся новые корпуса, а высотка на Воробьевых горах по-прежнему остается символом столицы.
Гостиница «Украина»
Рядом со станцией метро «Киевская» находится еще одно чудо московского высотного градостроения – известная гостиница «Украина» (Кутузовский проспект, дом 2/1), взмывшая ввысь на 200 метров. Ее корпуса открываются взору при въезде на Кутузовский проспект из центра со стороны Нового Арбата. Высотка не только подчеркивает правительственную магистраль, но и приковывает внимание к руслу Москвы-реки, которая петлей обвивает эту громаду. Построена гостиница в 1953-1957 годах архитектором Мордвиновым. Центральное здание достигает 29 этажей, в нем размещено около 1000 номеров. В каждом из двух примыкающих к главному зданию корпусов расположено по 500 жилых квартир. На памятных досках отмечено, что здесь жили режиссеры Сергей Васильев и Сергей Герасимов.
Парадный вход гостиницы оформлен круглым живописным плафоном. Наружные стены декорированы обелисками, аттиками из пятиконечных звезд и вазами в виде снопов пшеницы. Из окон ротонды 29-го этажа видны не только «Белый дом», здание мэрии, Экспоцентр, но и вся прекрасная панорама Москвы. Однако в свое время этому высотному строению досталось от критиков больше всего: и силуэт вместе со шпилем резкий и негармоничный, и чересчур много декора. Но сейчас уже трудно представить на месте гостиницы «Украина» какое-то другое здание – высотка по-прежнему приковывает к себе восхищенные взгляды.
Жилой дом на Котельнической набережной высотой 176 метров построен в 1948-1952 годах по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. «А сейчас мы отправимся к нам, на Котельническую», – говорила возлюбленная Костика из «Покровских ворот». Так это вот сюда! Второе название дома – «Яузские ворота».
Высотный дом замыкает перспективу от Кремля до слияния русла Москвы-реки и Яузы. Центральный корпус дома увенчан обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами. Три более низкие башни и боковые крылья защищают здание с флангов. Высотка гармонично вписывается в сложный ландшафт на стрелке двух московских рек. Она является завершением перспектив небольших улиц и переулков, спускающихся по склонам холмов к излучине Яузы. Здание ритмично и плавно нарастает от краев к центру, в своей главной части достигая 26 этажей.
В доме размещены 700 квартир, кинотеатр «Иллюзион», почта, большое количество магазинов, кафе и салонов красоты. Список первых жильцов составлял сам Иосиф Сталин. И когда кто-то из великих умирал, родственники шли в ЦК КПСС: там долго решался вопрос о том, имеет ли умерший право на мемориальную доску, которая висела бы на стене здания… В этом доме отмечали свою свадьбу Владимир Высоцкий и Марина Влади, здесь жили Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко. Сейчас живут Александр Ширвиндт, Вилли Токарев и Дмитрий Нагиев.
Министерство иностранных дел
Высотное здание МИД на Смоленской-Сенной площади, дом 32/34, считают ориентиром Садового кольца и петли Москвы-реки. 27-этажное строение развернуто в сторону открывающейся площади и уходящего в перспективу Бородинского моста. По задумке авторов высотка должна была напоминать один из нью-йоркских небоскребов 30-х годов, с широкой пластиной по фронту.
Здание Министерства иностранных дел, построенное в 1948-1953 годах, среди своих высотных собратьев наиболее сдержанно по декору и органично по композиции. В оформлении применены металлические решетки, обелиски и лепнина.
Венчает башню металлическая шатрообразная композиция, не входившая в первоначальный замысел (сооружена по личному указанию Сталина), придавшая облику высотки сходство с традиционными московскими силуэтами. Здание, несмотря на свои громадные размеры, вписалось в сложный характер местности, не разрушая очарования соседних переулков Арбата. Редкий случай для советской архитектуры!
Жилой дом на Кудринской площади, по привычке называемый «высоткой на площади Восстания», довольно эффектно подчеркивает перспективу Садового кольца и расходящихся от него лучей радиальных улиц. Башня зрительно господствует над всем прилежащим районом, территорией зоопарка и Красной Пресни, расположенных на более низких участках ландшафта.
Здание спроектировано в 1950-1954 годах архитекторами Посохиным, Мндоянцем и инженером Вохомским. Центральную 22-этажную восьмигранную башню в форме шатра венчает шпиль (общая высота – 156 метров). Боковые крылья здания крутыми террасами и уступами окружают центральную часть и достигают 18 этажей. В них же расположены магазины, кинотеатры, гаражи. Всего в здании 452 жилые квартиры. Оформление дома ориентировано на национальные традиции. На доме много скульптурных композиций, барельефов, придающих его облику торжественность и праздничность.
Старожилы высотного здания на Кудринской площади рассказывают такую легенду. Однажды Сталин, проезжая мимо одной из строящихся высоток (какой именно – история умалчивает), пробормотал себе под нос нечто вроде «шпил». Что именно имел в виду отец народов, сказать трудно, но слово было подхвачено «окружением», и именно поэтому шпили венчают все семь московских высоток. Еще в доме на Кудринской поговаривают, будто бы некоторые блоки, из которых он построен, – радиоактивны, ну и, разумеется, вспоминают о том, что дом стоит, как и многие грандиозные постройки того времени, на крови и костях строивших его заключенных.
Высотка у Красных Ворот
На Садовой-Спасской улице, дом 21, возвышается еще одна башня, в которой расположен выход из станции метро «Красные Ворота». Здание доминирует над северной частью Садового кольца. Дом, совмещающий в себе функции жилого и административного здания, построен в 1949-1953 годах (архитекторы Душкин, Мезенцев, инженер Абрамов; архитектор станции метро, построенной в 1935 году, – Фомин). Увенчанная шпилем центральная часть расчленена массивными пилястрами, что придает зданию динамизм. Боковые ярусные башни, примыкающие к главной, повторяют ее квадратный план. Однако строгую квадратную композицию высотки оживляет наружный декор, в котором сочетаются классические элементы и древнерусские мотивы.
Гостиница «Ленинградская» (Каланчевская улица, дом 21/40)
Это самое небольшое здание из высоток – 17 этажей – образует единую пространственную композицию с тремя вокзалами, завершая перспективу Комсомольской площади с юго-запада. Гостиница построена в 1949-1952 годах (архитекторы Поляков и Борецкий). Авторы подхватили основную направленность застройки привокзальной площади – стилизацию под древнерусский терем. Высотка представляет собой столпообразное сооружение на широком основании. Экстерьер и интерьер гостиницы богато оформлены. Авторами применены стилизованные элементы московского барокко.
В парадном вестибюле привлекают внимание рельеф с изображением святого Георгия Победоносца, великолепная декоративная решетка и массивные люстры. В то же время удачный силуэт здания не позволяет рационально спланировать внутренние помещения. Высотная часть дома малофункциональна – скорее, это декорация, удобных номеров в ней не разместишь