Найти тему
Продленка.орг

Условия успешного воспитания детей в семье

Воспитание детей – конституционная обязанность граждан. Семья располагает большими возможностями для того, чтобы правильно воспитать своих детей. Но эти возможности надо правильно реализовать. А для этого их надо знать.

  • Родители должны хорошо знать своих детей, знать их положительные и отрицательные стороны. Нельзя концентрировать внимание только на недостатках детей или только на их успехах. Такой подход неизбежно приведёт к ошибкам в воспитании.
  • Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей. Иногда можно слышать жалобы родителей на то, что ребёнок не слушается. Непослушание детей – это признак отсутствия авторитета родителей.  

Что же такое авторитет родителей и как он создаётся? А. С. Макаренко определяет авторитет как такие нормальные взаимоотношения родителей и детей, когда дети, уважая своих родителей и веря им, добровольно подчиняются их воле, их требованиям и указаниям. В своей лекции «О родительском авторитете» Макаренко раскрывает различные типы ложного родительского авторитета. Это авторитет подавления, авторитет расстояния, авторитет чванства, авторитет педантизма, авторитет резонёрства, авторитет любви, авторитет доброты, авторитет дружбы, авторитет подкупа и многие другие. Но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало и как-нибудь тянут волынку воспитания. Главным же основанием родительского авторитета является сама жизнь родителей, их работа, их поведение, их гражданское лицо.

  • Одним из условий успешного воспитания детей в семье является наличие чёткого режима дня. При его составлении надо учитывать возраст ребёнка, пол ребёнка, состояние его здоровья, занятость ребёнка в школе, кружках, секциях, интересы и склонности. Хорошим стимулом для ребёнка в выполнении режима дня является наличие чёткого распорядка жизни всей семьи.
  • Наличие постоянного поручения способствует воспитанию прилежания, тщательности в работе, ответственности за порученное дело. С возрастом ребёнка поручения должны усложняться.
  • Единство требований к ребёнкусо стороны всех взрослых членов семьи. Ребёнок быстро разбирается в разноречивых требованиях и лавирует между требовательным отцом и менее требовательной бабушкой или мамой, учится приспосабливаться. Некоторые родители считают, что требовательность может оттолкнуть детей от них. Это не так. Напротив, нетребовательность, вседозволенность и всепрощение служат ложным основанием родительского авторитета.
  • Учёт родителями возраста и пола своих детей. В. А. Сухомлинский требовал не забывать о том, что в семье растут не просто дети, а девочки и мальчики, социальная функция которых в обществе будет различной. Мальчика надо с раннего возраста воспитывать как будущего мужа, отца, учить брать ответственность на себя. Девочку надо воспитывать как будущую жену, мать.
  • Успех воспитания зависит также от того, как родители поощряют и наказывают детей, как стимулируют успешную деятельность и готовят ребёнка к самовоспитанию. Поощрение и наказание применяется тогда, когда нужно показать, что ребёнок добился успеха в воспитании тех или иных качеств личности, успешно справляется с порученным делом или, наоборот, не выполняет требований родителей и воспитателей.            

По вопросам поощрения и наказания детей нет единых точек зрения.  В. А. Сухомлинский считает, что в воспитании детей можно обойтись без наказаний. В теории и практике воспитания сложилась следующая точка зрения на поощрения и наказания:

  • не следует физически наказывать детей;
  • не поощрять детей материально;
  • не скупиться в семье на применение этических средств поощрения, таких как одобрение, похвала, доверие;
  • этическими средствами наказания могут быть замечания, лишение (временное) удовольствий и развлечений, лишение доверия родителей.

Поощрения и наказания со стороны родителей требуют большого такта и любви к детям. Неправильное их использование может создать трудности в воспитании и даже привести к ошибкам.

  • Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести книге, чтению. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души», - истина, известная уже древним римлянам. Надо читать книги и обсуждать прочитанное вместе с детьми.
  • В семье должен быть здоровый моральный климат, уважение друг к другу, культура чувств.