(читать ~5 мин.)
Немало романтических историй связано с мостами, разводимыми, как водится в самый неурочный час. Вы торопитесь на свидание или после рабочего дня домой, но увы, опаздываете и оказываетесь запертыми на берегу.
В Санкт-Петербурге подобные рассказы вы услышите в каждой семье. А все потому, что переходы над судоходной Невой периодически раскрывают свои «лапы» навстречу пасмурному питерскому небосклону.
Читайте также: «26 советов для путешествующих поездом»
И все-таки, для чего нужно разводить мосты?
Кораблям с высокой опалубкой необходимо дать возможность пройти по реке. И мосты с разводной конструкцией существуют не только в Северной столице России, но и в Архангельске над Северной Двиной.
Все дело в том, что когда осуществлялось строительство дошедших до наших дней разводных мостовых конструкций, судоходство все еще было парусным. Если судно имеет немалую осадку и способно перевозить внушительный груз, то и высота его мачт будет очень большой.
Например, высота самой большой грот-мачты легендарного парусника «Крузенштерн» сошедшего со стапелей в 1926 году, составляет 55 м. При этом осадка корабля составляет только 7 м, поэтому русло Невы или другой судоходной реки для него вполне подходит.
Если бы не мосты.
Только там, где высота мостов более 55 м или они имеют разводную конструкцию, «Крузенштерн» сможет пройти беспрепятственно. Конечно, многие яхты и другие парусники имеют более скромную высоту мачт. Поэтому градостроителям приходится помнить об этом, вводя в эксплуатацию новые переходы над рекой.
Далеко не всегда береговая зона обладает достаточной прочностью, чтобы выдержать мощные мостовые опоры, необходимые для того, чтобы вознести пролеты над землей на высоту 50 и более метров. Разводной мост во много раз легче и поставить его можно даже на не самом прочном берегу.
Во времена строительства Санкт-Петербурга, перед мысленным взором Петра I стояли мосты Амстердама. Там такие конструкции возводятся легко и просто над узкими каналами. Устье реки Невы сильно отличается от тех условий, потому и мосты построены более внушительные.
Дворцовый мост
Имеет протяженность 260 м. и давно является одной из визитных карточек мегаполиса.
Человеку технического склада ума может показаться не слишком практичным именно такое решение. Но, как бы то ни было, современный Дворцовый мост заслуженно считается подлинным произведением искусства.
Первоначальный проект по его строительству включал больше декоративных деталей, чем было воплощено в жизнь. Однако, и без них он остается истинным шедевром зодчества.
Полупролеты моста изготовлены из чугуна методом литья. Вес только одного полупролета составляет 700 т. Для их уравновешивания используются противовесы, масса которых более тысячи тонн каждый.
Трудно предположить, что такое сооружение могло быть выполнено до наступления эры электричества.
Ведь привести в движение такую махину без электромоторов можно было бы только вручную или конной тягой. Вот только трудно представить, сколько бы людей или лошадей для этого потребовалось.
Строительство моста
Строительство моста в Санкт-Петербурге было начато только в 1912 году, причем дважды останавливалось.
• Первый раз это произошло с началом Первой Мировой войны, когда у государства оказались куда более важные статьи расходов.
• Второй раз возобновленное строительство было остановлено после Октябрьского переворота.
Полностью завершить долгострой и ввести новый мост в эксплуатацию удалось только в 1939 году. Современные разводные мосты устроены иначе.
Они представляют собой сложную тяжелую ферму, центральный элемент которой подвижен. При помощи специальных механизмов этот элемент поднимают вверх, давая проплыть судам под ним. Именно так и строят сегодня разводные мосты по всему миру.
Читайте также: «Почему в Англии два крана для горячей и холодной воды?»
Понравился пост? Подписывайтесь на канал TravelHacker и первым получайте актуальную информацию в персональной ленте!