2 ноября 1894 года Николай II вступил на российский престол.
Что мы все помним о последнем российском императоре? Скорее всего, это школьные штампы: кровавый, слабый, был под сильным влиянием жены, виноват в Ходынке, провёл первую перепись населения России, записав себя "хозяин земли русской", расстрелян под Екатеринбургом.
Да еще Распутин со своей сомнительной ролью в истории... Образ получается такой: Николай II - чуть ли не самый позорный российский царь. И это при том, что от Николая и его семьи осталось больше всего документов, фотографий, писем и дневников, даже запись его голоса есть. Его жизнь досконально изучена, и при этом - почти неизвестна широкой публике за пределами штампов из учебника.
Знаете ли вы, что...
Николай принял престол в Крыму. В Ливадии, царском имении близ Ялты, умер его отец Александр III. Растерянный, буквально плачущий от свалившейся на него ответственности молодой человек - вот он, будущий царь. Мать, императрица Мария Федоровна, не хотела присягать этому своему сыну! Младшего, Михаила - вот кого видела она на троне.
Именно в Ялту Николай мечтал перенести столицу из нелюбимого Петербурга. Море, флот, торговля, близость европейских границ... Но не решился, разумеется.
Царь едва не передал престол старшей дочери Ольге. В 1900 году он заболел тифом (в Ялте - судьбоносный город для семьи императора). Царь умирал. Со времен Павла I закон предписывал: престол наследуется только по мужской линии. Однако в обход этого порядка зашла речь об Ольге, которой тогда было 5 лет. Царь выкарабкался, выздоровел. Но мысль устроить переворот в пользу Ольги, а затем выдать ее замуж за подходящего кандидата, который и станет управлять страной вместо непопулярного Николая - эта мысль долго еще будоражила царских родственников и толкала их на интриги.
Николай II - первый глобальный миротворец. В 1898 году с его подачи была опубликована нота о всеобщем ограничении вооружения и разработана программа международной мирной конференции. Она прошла в мае следующего года в Гааге. Участвовали 20 европейских государств, 4 азиатских, 2 американских. В головах интеллигенции России этот поступок царя попросту не укладывался. Да, идея о прообразе ООН, о конференциях по разоружению зародилась именно в голове Николая. Причем задолго до мировой войны.
Он достроил сибирскую железную дорогу - главную артерию, связывающая страну. Николай вообще предчувствовал многие вызовы, которые России пришлось затем разгребать в XX веке. Говорил о том, что население Китая астрономически растет, и это повод укреплять и развивать сибирские города (в то время, когда Китай называли спящим).
О реформах Николая (денежная, судебная, винная монополия, закон о рабочем дне) упоминают нечасто. Раз реформы были начаты в предыдущие царствования - то и заслуги Николая II вроде как особой нет. Царь "всего лишь" тянул эту лямку и жаловался, что "работает как каторжный". "Всего лишь" подвел страну к пику, по которому ещё долго будут сверять экономику. Всего лишь утвердил в полномочиях знаменитейших реформаторов - Витте и Столыпина. 1913 год - крепчайший золотой рубль, доходы от экспорта вологодского масла выше, чем от экспорта золота, Россия - мировой флагман в торговле зерном.
Николай был как две капли воды похож на двоюродного брата, будущего английского короля Георга V. Их матери - сестры. "Ники" и "Джорджи" путали даже родственники.
Воспитывал приемных сына и дочь: детей своего дяди Павла Александровича - Дмитрия и Марию. Двух маленьких великих князей растил лично Николай, те звали его "папа", императрицу - "мама". Дмитрия любил как собственного сына. (Это тот самый великий князь Дмитрий Павлович, который потом вместе с Феликсом Юсуповым убьет Распутина)
Солдатскую амуницию испытывал на себе. Проверяя армейских поставщиков - не подсунули ли гнилое сукно, - облачился в шинель и полное снаряжение рядового и прошел в таком виде 14 километров по жаре.
Больше всего любил крымский портвейн, знал меру. Хотя и не без удовольствия фиксировал в дневнике: "Попробовал 6 сортов портвейна и слегка надрызгался, отчего спал прекрасно" (август 1906 г.). Курил же царь и вовсе как паровоз - одну за другой.
Не выносил женского пения. Сбегал, когда супруга или какая-то из дочерей или фрейлин садилась за рояль и заводила романсы. Придворные вспоминают, что в такие минуты царь жаловался: «Ну, завыли...»