Это было таинство рождения шедевра. Опасаясь московских пробок, мы приехали намного раньше назначенного времени и оказались в храме спорта в момент священнодействия. Высокий прозрачный купол, приятная музыка, неземной красоты юные создания, опровергающие все законы физики, – ну как можно бросить обруч, чтобы он, слегка откатившись, тут же вернулся назад? Из динамиков доносился знакомый голос, но мы не сразу обнаружили его источник. Осмотревшись, спросили нашу сопровождающую: «А где же сама Ирина Александровна?» «Да вот же она», – ответила девушка, кивком указав на прекрасную брюнетку со специальным микрофоном, который крепится к голове, как у звезд эстрады. Впрочем, перед нами была самая настоящая звезда, и это было лучшее шоу, которое мы видели в жизни.
– Ну что ты так нервничаешь? Спокойно сделала бросок обруча, спокойно повернулась и спокойно поймала другой, – объясняла Ирина Александровна своей подопечной из сборной России по групповым упражнениям. «Действительно, “ерунда” какая, – перешептывались мы. – Всего-то за долю секунды (!) надо все это проделать, при этом снайперски отправляя обруч в строго определенную точку на другом конце ковра… ногой».
– Вот брось его сейчас руками. Видишь, как просто! Какая разница, руками или ногами бросать?! Вооот, получается.
И действительно, сразу все получалось. Просто сеанс группового гипноза! В какой-то момент нам показалось, что мы в Хогвардсе: магическим образом обручи взмывали в небо, выписывая в воздухе пируэты, и, танцуя, возвращались к девушкам, успевшим за это время проделать сложные трюки. Но тут случилась заминка – не получался трудный элемент. И гимнастки раз 30, не меньше, его повторили, пытаясь вместе с тренером понять, как лучше выполнить тяжелейшую фигуру. Они вглядывались в огромный экран с видеозаписью, экспериментировали, опять смотрели на экран, анализировали, повторяли снова и снова. В конце концов все получилось. Цена чуда, которое мы обычно наблюдаем с телеэкранов, стала понятна. Шел шестой час тренировки…
Этот день стал рекордным по количеству разрушенных шаблонов в единицу времени. Мы, к примеру, думали, что главный тренер сборной страны по художественной гимнастике иногда захаживает на занятия, смотрит на результат работы своих подчиненных, делает пару замечаний и удаляется, а не кропотливо часами отрабатывает элементы.
Во время тренировки мы изредка обменивались своими наблюдениями: «Опять надо менять очки – вдалеке совсем плохо вижу. Не может же она настолько хорошо выглядеть». Но когда Винер подошла к нам для интервью, оказалось, что диоптрии ни при чем. Ирина Александровна – фантастически красивая и молодая женщина, и телеэкран, к сожалению, не передает всей мощи ее обаяния.
– Да что Вы? Мне же уже 188 лет, – отшутилась Ирина Александровна в ответ на наш искренний комплимент. «Должно быть, не меньше 300, если судить по Вашим заслугам», – хотелось ответить ей, но мы предпочли узнать секрет ее мастерства. Ведь 20 лет не выпускать победу из рук – это достойно Книги рекордов Гиннесса. Особенно если учесть, что у большинства ее зарубежных коллег другая система подготовки спортсменов – они курируют либо один вид упражнений, либо одного-двух спортсменов, а так, чтобы всех и все сразу, – уникальный случай.
Причем, когда смотришь соревнования по телевизору, искренне восхищаешься грацией, гибкостью представительниц других стран, сложностью выполняемых элементов, но потом на помост выходят российские спортсменки и… происходит чудо. Мы видим настоящий спектакль, по телу бегут мурашки и выступают слезы на глазах. И ты не понимаешь, как этим юным девчушкам удается вызывать такую гамму чувств. Это можно сравнить с просмотром кино. Бывает, смотришь какой-то фильм и думаешь: «Как хорошо играет этот актер», но настоящее чудо происходит, когда ты забываешь, что перед тобой талантливый артист, и начинаешь искренне сопереживать герою фильма.
– Как Вам удается создавать такие образы на помосте? – спросили мы.
– Мне кажется, что все люди, которые пишут музыку, занимаются творчеством, летают в космос, – проводники, получающие откуда-то сверху информацию, и они должны ее передавать. Почему я все еще сижу в этом зале? Потому что получаю информацию, образы. Сначала самому надо войти в некий поток, а потом еще детей этих втащить туда, чтобы они все прочувствовали. Нужна большая любовь к музыке, понимание ее. Допустим, сейчас мы выбрали арию про маму, которую исполняет Паваротти. Это серьезнейшая музыка. Во-первых, мама, во-вторых, Паваротти. Я должна гимнастку «накрутить» так, чтобы она поверила в эту историю, и тогда ее выступление будет вызывать слезы на глазах, потому что разговор идет о маме. Это может сделать не каждая гимнастка и не каждый тренер. А другая спортсменка – чемпионка мира – выступала под казацкую песню «Распрягайте, хлопцы, кони». Тут уже надо показать удаль молодецкую. Создавая упражнение на тему Парижа, я гимнастку заставила изучить с помощью интернета Лувр и знаменитую картину «Свобода, ведущая народ на баррикады» Эжена де Лакруа. Групповое упражнение мы делали под фантазию «Исламей» Балакирева, надо было объяснить девочкам, что мы – Евразия, это наша история, с одной стороны, мы русичи, с другой – «да, скифы мы, да, азиаты мы», по Блоку. И это должно гармонично соединиться. Было у нас упражнение под всемирно известный рэп, и весь зал просто взорвался аплодисментами. Спортсменки должны уметь быть совершенно разными. На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро мы сделали микс: начали с «Весны священной» Стравинского, закончили Свиридовым «Время, вперед!». Таким образом, показали Россию в развитии – от дикой до космической. Конечно, большинство бразильцев в зале не знали эту музыку, но они сидели, затаив дыхание, было слышно, как пролетает муха. Мы выиграли, конечно. Кудрявцева вообще выступала под русскую народную песню «Мы идем с конем» – разумеется, слов никто не понял, но это было настолько сильное впечатление, что образ был ясен всем без перевода. А в результате в художественной гимнастике самой популярной музыкой стал гимн России, потому что его слышат на каждом соревновании, когда поднимается наш флаг над пьедесталом почета. Итальянские дети, например, знают на русском языке гимн России и подпевают, даже журналисты у них интервью взяли, когда это заметили. Оказалось, юные поклонники гимнастики настолько часто его слышали, что выучили слова. К нам вообще очень хорошо относятся за рубежом. Есть, конечно, те, кто недоволен постоянным лидерством российских спортсменок. Пытаются создать нам барьеры, вводя формальные ограничения в программах, но мы научились их обходить.
– Откуда Вы берете силы? Понятно же, что это огромная не только физическая, но и интеллектуальная, духовная работа – все держать под контролем, расставлять правильные акценты, настраивать юных девочек…
– Сама удивляюсь, и все вокруг поражаются, как я все время с ними вместе прыгаю на ковре? Главное, конечно, найти эти волшебные слова, которые им нужно сказать, особенно перед важными соревнованиями. Не знаю, как это у меня получается. Правда, потом наступает эмоциональное «похмелье». Перепахала, что называется. Заставляют держаться в тонусе слова восхищения не только от высоких руководителей, которые благодарят и пожимают руки, но и от обычных людей. Однажды на церемонии вручения престижной премии, где были все наши знаменитые певцы и артисты, сотрудница гардероба, увидев меня, воскликнула: «Ах, Винер живая!» Все! Это контрольный выстрел в голову. Вот ради таких женщин я и сижу в этом зале целыми днями. Еще, конечно, очень волнительная была процедура, когда мне звание Героя Труда Российской Федерации присвоили. Я так перенервничала, ужас! Такое высокое звание – очень большая ответственность. Да еще и за год до Олимпиады. Я думала: «Боже, а если вдруг, не дай бог… это же какой позор будет». А потом еще и не смогла поехать в Рио-де-Жанейро – очень болела мама. Но я все время сидела перед четырьмя мониторами, на первом – одна гимнастка, на втором – другая, на третьем – трансляция из олимпийского стадиона, на четвертом – групповые упражнения, да еще и мама тут под боком. Видите, как Бог распорядился: если бы я там была, то не смогла бы одновременно находиться в трех местах, а так я все контролировала, меняла программы, что-то исправляла. И в результате мы выиграли.
Мы видели много разных людей – обладателей самых высоких наград. Кто-то воспринимал почести как должное, кто-то бурно радовался. Но чтобы почетное звание (очень заслуженное, которое не вызывает сомнений даже у самых ярых скептиков и циников) воспринималось как дополнительные обязательства – с этим мы столкнулись впервые.
– Олимпиаду Вы выиграли, а потом произошла смена поколений гимнасток... Как Вы переживаете расставание с теми, в кого вложили столько сил – физических и душевных?
– Опять вырываю сердце, опять раскрываю душу… Вот видите двух близняшек на дальнем ковре? Их считали «марионетками» – гимнастками, которые просто выполняют элементы, не вникая в суть. Я всех выгнала из зала, осталась с ними наедине, и тут они показали себя совсем с другой стороны – просто «заглатывали» информацию, впитывали все, как губка. Там была тема из «Лебединого озера», я говорю: «Ты должна рассказать мне эту волнующую историю. Ты понимаешь, что тебя предали? Покажи это». Они оказались блестящими актрисами, и в результате у обеих по две медали в отдельных видах и в финале у одной первое место, у другой – второе.
О том, что Ирина Александровна – строгая, но очень заботливая многодетная «мама», известно всем. Но не все знают, что иногда она даже селила у себя дома своих подопечных. А уж то, как тренер срывалась и летела спасать в другой город тяжелобольную девочку, заслуживает отдельного рассказа. Это все остается за кадром. А в фокусе – наши прекрасные гимнастки, которые своими победами, своими шедевральными выступлениями формируют образ россиянок.
Нас, журналистов портала ЕЖС, пытающихся показать современных женщин во всей красе и многообразии, конечно, интересовало, каким видится Ирине Александровне образ представительниц прекрасного пола.
– Женщины во всем мире одинаковые. Я много работала за границей и часто общаюсь со своими иностранными коллегами, поэтому могу об этом судить. И девочки тоже ничем не отличаются – мы же тренируем и зарубежных спортсменок. Кстати, делаем это настолько хорошо, что недавно воспитанные нами японки чуть не обыграли российских спортсменок на чемпионате мира. А из 24 гимнасток, выступавших на Олимпиаде, 12 были те, которые тренируются в России. Другой вопрос, что в любой стране есть разные женщины по характеру и по стилю жизни. Кто-то выбирает гламур, и это тоже нормально, почему нет? Актрисы, модели, «светские львицы» привносят красоту в мир. Каждому свое. Одни – журналисты, другие – спортсмены, третьи – домохозяйки. Мне один очень мудрый человек сказал: «Воспитать олимпийского чемпиона – ничуть не большая заслуга, чем воспитать просто хорошего, сильного и доброго человека». Я с ним абсолютно согласна. Доля матери – очень счастливая. Я своим девочкам всегда говорю: «Если школа мешает спорту, надо бросать школу». Сейчас ведь можно получить знания по интернету, экстерном и т.д. Они сдают ЕГЭ прекрасно и поступают в институты. А когда они выходят замуж и спорт начинает мешать семейной жизни, я советую бросать спорт. Все-таки для женщины семья – это очень важно, я так считаю.
– Вы в Общественной палате возглавляете Комиссию по физической культуре и популяризации здорового образа жизни. А что, на Ваш взгляд, входит в понятие «здоровый образ жизни»?
– Рано ложиться спать. Не пить, не курить. И, конечно, надо правильно питаться. К сожалению, сейчас часто встречаются некачественные продукты. Колбаса, мясо плохо влияют на здоровье. А еще очень важно уметь правильно настраиваться на нужный лад. Наши мысли часто нас убивают. Я, к сожалению, не умею медитировать, но надо учиться. Не обязательно это должна быть индийская йога, у каждого народа есть свои методики оздоровления. К сожалению, о них мало пишут, чаще рекламируют какую-то ерунду.
– Как мы уже поняли, Ваши советы творят чудеса, а что бы Вы порекомендовали российским женщинам?
– Заниматься любимым делом. Выполнять свою работу с удовольствием. И самое главное – не роптать, потому что всем даются испытания. Надо подходить к ним спокойно: да, тяжело, да, сейчас трудно. Не роптать. Когда у меня какие-то трудности были в жизни, я приходила в зал, и дети все «смывали». Они меня называют «мамусяка», как бы я их не мучила. Девочки понимают, что я от них многого требую, потому что хочу, чтобы они были звездами. Я и к себе очень строга: раз я человек, которому дано, то должна это отрабатывать. Я им говорю: если вы свои таланты не воплотите в жизнь, то вы грешницами будете. Люди, которые смотрят ваши выступления по телевизору, вместе с вами хотят встать на этот пьедестал. Вы для них это делаете, для родителей, друзей, знакомых, для всей страны. Это очень большая ответственность, но выполнить свое предназначение в жизни – самое главное.
Нам очень не хотелось расставаться с этой прекрасной – во всех смыслах слова – женщиной. Но мы надеемся, что продолжение следует.
Марина Волынкина, Татьяна Ворожцова, информационное агентство «Евразийское женское сообщество»
Ирина Александровна Винер-Усманова – советский и российский тренер по художественной гимнастике, доктор педагогических наук, профессор. Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики (c 2008 г.), вице-президент технического комитета по художественной гимнастике Международной федерации гимнастики (FIG), главный тренер сборной России по художественной гимнастике (с 2001 г.).
Герой Труда Российской Федерации (2015). Заслуженный работник физической культуры РФ (1997). Заслуженный тренер России.
Подготовила много известных спортсменок, среди них: заслуженные мастера спорта – серебряный призер XXVI Олимпийских игр Я. Батыршина; победитель XXVII Олимпийских игр Ю. Барсукова; победитель XXVIII Олимпийских игр А. Кабаева; победитель XXIX и XXX Олимпийских игр Е. Канаева; Победитель ХХХI Олимпийских игр М. Мамун, серебряный призёр Яна Кудрявцева и др.
6 февраля 2016 г. была избрана в Высший совет партии «Единая Россия». В марте 2017 г. стала членом Общественной палаты – председателем Комиссии по физической культуре и популяризации здорового образа жизни.
Под руководством И.А. Винер-Усмановой сборной командой России в шести олимпийских циклах завоевано 16 олимпийских медалей: 10 золотых, 4 серебряные и 2 бронзовые.
Награждена международным Олимпийским орденом (серебро) (19 июля 2015 г.) от имени МОК за особые заслуги перед олимпийским движением.