12 ноября 1928 года рабочие компании Юнайтед Фрутс (UFCO) вышли на забастовку в колумбийском городе Сьенега. Компания стремилась контролировать жизнь не только рабочих, но и целых стран, чтобы доминировать на рынке торговли бананами. Последующая через несколько дней расправа над забастовщиками показала, что она не остановится ни перед чем ради достижения своих целей.
Юнайтед Фрутс была основана в 1899 году после объединения нескольких компаний, занимавшихся производством и торговлей фруктами в Центральной Америке с 1870-х годов. UFCO стала самой могущественной компанией Америки в начале 20 века. Она заключала договоры с правительствами стран, предоставляя им инфраструктуру в обмен на контроль над экономикой и политикой. Например, в 1901 году компания организовала почтовую службу в Гватемале. К 1930 году Юнайтед Фрутс стала крупнейшим нанимателем в Центральной Америке. Она требовала от правительств предоставления различных подрядов, а в случае отказа всегда могла рассчитывать на помощь от США, с которыми у компании были крепкие связи. Термин «банановая республика» появился как раз для описания господства UFCO над экономикой и политикой таких страна как Гватемала и Коста-Рика.
У компании также были крупные плантации в прибрежных долинах Колумбии, омываемых Карибским морем и идеально подходящими для выращивания бананов. Центром колумбийского отделения Юнайтед Фрутс был портовый город Санта Мария. В нескольких километрах от него располагался городок Сьенега, где среди обширных банановых плантаций, рабочие решили бросить вызов корпоративному гиганту.
Подготовка к забастовке началась ещё в октябре. 6 числа рабочие составили список требований, включающий:
· предоставление одного выходного в неделю;
· соблюдение санитарных стандартов в жилых помещениях;
· компенсацию за производственные травмы;
· 50% увеличение зарплаты для самых низкооплачиваемых работников;
· отказ от выплаты зарплат внутренней валютой компании;
· еженедельные выплаты зарплаты;
· размещение туалетов и медпунктов.
Рабочим было тяжело прокормить свои семьи, поэтому они зачастую жили вместе с ними. Это привело к распространению проституции, которой пользовались американские сотрудники Юнайтед Фрутс. Зарплаты часто воровали подрядчики, а у рабочих не было возможности связаться с компанией.
Не получив ответа в течение месяца, профсоюз рабочих Магдалены (USTM) призвал компанию начать переговоры, в противном случае угрожая забастовкой. Губернатор Магдалены также призвал к переговорам, но компания отказалась. 11 ноября рабочие Сьенеги начали забастовку.
Правительство Колумбии в этом конфликте поддержало Юнайтед Фрутс. Президент Мигель Мендез был консерватором и противником любых профсоюзов. Он ввел военное положение в прибрежной зоне и назначил командующим генерала Карлоса Кортеза Варгаса. Генерал активно сотрудничал с информаторами компании и использовал её поезда для подвоза войск. Чтобы избежать бунта среди солдат и присоединения к бастующим, было выделено щедрое содержание. А вот местные власти стали на сторону рабочих, включая мэра Сьенеги, которая была оплотом либеральной партии. Варгас опасался, что не сможет контролировать регион и даже свою армию, т. к. многие солдаты ранее работали на банановых плантациях.
Конфликт обострился 4 декабря, когда на работу вышли нанятые UFCO штрейкбрехеры. Рабочие стали перекрывать железные дороги, а в ответ Варгас арестовал несколько сотен забастовщиков. Но для Юнайтед Фрутс этого было недостаточно. Используя свои связи в прессе и американском правительстве, компания выставила всё так, будто за забастовкой стоят коммунисты. Это был период активной империалистической политики США в Карибском бассейне, поэтому любая страна региона могла оказаться под ударом, если правительство считало, что их интересам что-то угрожает. UFCO и посольство США в Колумбии писали в Госдеп письма о красной угрозе. Администрация президента Кулиджа потребовала от колумбийских властей подавить забастовку, если они не хотят, чтобы за них это сделали американские морпехи.
Правительство решило действовать. Генерал Варгас отправил войска, вооруженные пулемётами, к железнодорожной станции. После того, как рабочие отказались разойтись, солдаты открыли по ним огонь. Точное число погибших неизвестно, как минимум, несколько сотен. По некоторым источникам, более двух тысяч. UFCO сообщили посольству, что погибло 500-600 рабочих, но через несколько недель посольство сообщало о тысяче погибших.
Удивительно, но эта резня не положила конец забастовке. Рабочие продолжали сопротивление ещё какое-то время. Но поскольку компания отказалась вести переговоры, а рабочим нужно было что-то есть, они были вынуждены сдаться. Всем участникам этого конфликта стало ясно, кому принадлежит власть над Колумбийским побережьем. И что находится она не в Боготе, а в Новом Орлеане, где расположен главный офис компании Юнайтед Фрутс.
UFCO пыталась скрыть резню в Сьенеге и уничтожила обширный архив фотографий и других свидетельств о забастовке. Компании это сошло с рук, и они продолжала доминировать в регионе на протяжении десятилетий. Другим известным эпизодом с участием UFCO является её участие в подготовленном ЦРУ перевороте с целью отстранения демократически избранного президента Гватемалы, который национализировал неиспользуемые компанией земли и перераспределил их в рамках земельной реформы.
#история_рабочего_движения
P. S. Если Вы хотите поблагодарить и материально простимулировать авторов канала, у нас есть Яндекс кошелёк для пожертвований: https://money.yandex.ru/to/410015702029778