Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?». В последнее время уделяется внимание коммуникативной готовности к школе.
Информационное общество требует от ученика ряд новых умений, в первую очередь, коммуникативных: устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, обращаться за помощью, озвучивать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их, участвовать в коллективных занятиях и играх.
Таким образом, ребёнку недостаточно только произносить слова, а важно общаться чистой и грамотной речью.
Прежде всего, следует обратить внимание на коммуникативно-речевую готовность, которая включает в себя: чистое произношение звуков, умение делить слова на слоги, умение назвать одним словом группу предметов, называть последовательность времён года, дней надели, умение рассказывать и пересказывать тексты, строить высказывания.
При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребёнка к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый ответ.
Почаще читайте ребёнку детские книги, водите в кино, обсуждайте с ним прочитанное и увиденное. Выслушивайте своего ребёнка до конца, не перебивайте его, но и следите, чтобы он выслушивал вас. Следите за чёткостью и грамотностью своей речи, которая является образцом для ребёнка.
Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребёнка в коллективных играх. В игре ребёнок учится договариваться, принимать решения, выполнять различные роли. Больше играйте, общайтесь с ребёнком. Если вы заметили проблемы с речью и общением у ребёнка, обратитесь к специалистам: логопеду, психологу.
Ребёнок в возрасте 6 лет должен знать ответы на вопросы:
- Сколько тебе лет?
- Как тебя зовут? Назови полную фамилию, имя, отчество.
- Когда ты родился?
- Как зовут твоих родителей? Где и кем они работают?
- Как называется город, где ты живёшь?
- Каких ты знаешь домашних животных? Каких ты знаешь диких животных?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Как называются дни недели и месяцы?
- Чем отличается весна от осени?
- Какими приборами измеряют температуру, время?
- Какие ты знаешь профессии? Кто строит дома? Кто рисует картины? Кто пишет музыку? Кто печёт пироги? Кто шьёт одежду?
- Какие ты знаешь города?