Найти в Дзене
Астрахань

Ленин в ковре

К столетию Русской Революции или к 90-летию оригинального проекта известного украинского скульптора.

27 января 1924 года, в день похорон Владимира Ленина состоялась закладка памятника в Полторацке. Люди добровольно-принудительно отдавали часть своей зарплаты на сооружение памятника, многие работы выполняли на коммунистических субботниках и воскресниках. Памятник установлен 7 ноября 1927 года в центре города. Скульптор — Е. Р. Триполийская, архитектор —А.А. Карелин, керамист — Н. И. Назаров. 1 мая 1929 года он был окончательно открыт для всеобщего обозрения. Памятник выдержал ашхабадское землетрясение практически без повреждений. В советское время внутри размещался музей. Ныне сохраняется как памятник культуры Туркменистана.

Как пишут, бронзу для Ильича позаимствовали в бывшем царском имении Байрам-Али, откуда привезли на переплавку бронзовые пушки. Скульптор статуи — Трипольская, взяла за основу работу скульптора В. Козлова и внесла некоторые детали. Отливали её в кустарных условиях, потому что в Полторацке (тогда так назывался Ашхабад) не было необходимых для этого литейных производств. Автором проекта памятника стал Андрей Андреевич Карелин – известный еще с царских времен живописец, ставший, кстати, годом ранее автором герба Туркменской ССР. Именно Карелину принадлежит идея облицовки постамента яркой майоликовой плиткой. Майолика – это особенная разновидность керамики с расписной глазурью. Именно ее исполнила скульптор Елизавета Родионовна Трипольская.

Тут ценностью является не сама статуя Ильича (она обычная типовая), ценность представляет грандиозный (я не побоюсь этого слова) постамент, на который статую водрузили. Перед нами сегодня предстают ковровые полотнища с орнаментами, характерными для ковровых изделий каждого района Туркменистана. Это восточный мавзолей, как сказочный дворец для не совсем понятного в 1927 году в Полторацке деятеля. Хотя на ковровом постаменте и начертаны слова: «Вождю от рабочих и дайхан Туркменистана».

Елизавета Родионовна родилась 19 (31) ноября 1881 года в селе Опошня Полтавской губернии в семье богатых помещиков, имевших владения в Опошне, Должке и Зенькове. В 1889 году Елизавета поступает, а в 1896 году с серебряной медалью оканчивает, Полтавский институт благородных девиц: продолжать учебу она едет в Петербург.

По некоторым данным, дядей Елизаветы был известный украинский пейзажист Михаил Иванович Холодовский (1855 – 1926 гг.). Очевидно, именно он рекомендовал свою племянницу Василию Алексеевичу Волкову, который тогда преподавал в Полтавском институте благородных девиц. У Василия Алексеевича девушка получила начальное профессионально-художественное образование, а дальше, с 1897 года, продолжила изучать искусство пластики в мастерских скульпторов Л. Шервуда, В. Беклемишева, Р. Баха, в Петербургской художественной школе Общества поощрения художников, у графиков А. Ционглинского, Д. Кардовского в Петербурге.

А в 1903 году художница уже принимает участие в художественной выставке к открытию памятника И.П.Котляревскому в Полтаве.

Она едет в Париж, где продолжает обучение в студии Н. Аронсона и в мастерской Вьежаля, где обучается искусству обработки мрамора.

В течение 1904 – 1909 годов Елизавета Трипольская работает с различными материалами. В эти годы появляются: «Портрет мальчика» 1908 г. (мрамор), которая экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге; терракотовые бюсты девушек, анималистическая скульптура (изображение собак, свиней, коров), бюсты „Дядька Кривонос”, „Крестьяне”, Цокотуха” (1909 г.). Последняя со временем получила Куинджевскую премию.

В 1914-м году она выполнила почетный заказ – модель пьедестала для памятника Екатерине II в Екатеринославе (ныне Днепропетровск).

В 1916 – 1917-м году появляются ее скульптуры в бронзе „Былиночка”, „Шутит” (“Жартує” укр.), „Катерина”. В 1918-м

Во время и после Революции ей пришлось вкусить испытаний сполна. Особенно тяжелым был 1918 год. Несмотря на то, что имение охранялось вооруженным отрядом осетин, они не смогли противостоять уголовникам, выпущенным из тюрем Троцким. Те разграбили имение и убили на глазах Елизаветы Родионовны ее отца, чудом оставив ее в живых.

Тем не менее Трипольская продолжает творить и пробует свои силы в майолике, которая в дальнейшем станет судьбой всей ее жизни. Тогда, например, была выполнена майоликовая группа – „На ярмарке”. В этот период гончары Опошни по ее эскизам создают фигурки „Украинская свадьба”, которые затем вошли в историю отечественной керамологии.

В 1920-х годах Елизавета Родионовна была командирована ВХУТЕИНом в Баку. Возможно, стажировка совмещалась с ее обучением в Высшем художественно-техническом институте, открытом в Петрограде в 1922 году на базе Академии художеств.

С 1922 года она уже постоянно проживает в столице Азербайджана, где выполняет барельефы и горельефы „Земледелие”, „Музыка”, „Прометей”, „Наука” для столичных интерьеров Академии Наук Азербайджанской ССР.

Памятник В.И. Ленину, стоящий в Ашхабаде, не единственная работа Трипольской на туркменскую тему.

В течение 1928 – 1933 годов, работая на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках она создала „Туркменские шахматы”, один экземпляр которых, был подарен Советским правительством президенту США Ф. Рузвельту.

Известны ее миниатюры «Туркмен, пишущий письмо» и «Читающая туркменка».

Умерла Елизавета Радионовна Трипольская 6 ноября 1958 года в Баку.