Чем отличается живая компания от мёртвой, мы уже оговорили. То, что справедливо для коллектива, системы, справедливо и для человека. Да, именно так.
Мёртвые
Многие люди живы только биологически. Они действуют рефлекторно, а в минуты прозрения тоскуют и признаются, что «не живут, а существуют». Вы их видели – тусклый взгляд, жизнь (вернее, существование) роботов. И «внешний мозг» – управление с помощью приказов, телевизора и заранее заложенных мёртвых правил.
Разумеется, каждый человек – вселенная. А потому теоретически каждый может ожить, проснуться. Но будить их – не наша сегодняшняя задача, так что будем считать их тем, чем они сейчас являются, «оставим мёртвым хоронить своих мертвецов».
Душевные
Более сложное явление – «душевные» люди, очень хорошо описанные в рассказе Чехова «Душечка». Эти люди постоянно чем-то занимаются, но не тем, чем кажется.
Когда мы смотрим на муравейник или улей, то восхищаемся… нет, не мудростью муравья или пчелы, а мудростью Того, Кто это всё так устроил. Насекомые следуют своим инстинктам.
Душевные люди ведут себя также – тратят жизнь на, строго говоря, нужные дела. Но нужные не сами по себе, а для чего-то более высокого.
Для нормального, здорового человека алкоголь служит двум целям – поднять настроение и снять усталость. Но начав злоупотреблять этим полезным напитком, человек впадает в зависимость.
Теперь он пьёт, потому что хочет быть весёлым всегда, а усталость и депрессию вообще не может переносить.
Алкоголик вообще прекращает быть похожим на человека. До бутылки – агрессивный, изворотливый маньяк, который всеми силами ищет возможность утолить страсть (недаром говорят – «трубы горят»), А выпив, он почти сразу теряет даже облик человеческий, внешне становится похожим на труп.
И алкоголь, и наркотики – вовсе не исключение, просто их конечная стадия очень наглядна. Посмотрите, что происходит с людьми, одержимыми азартом, будь то игра в казино или гонки на мотоциклах. А как меняется человек, поглощённый страстью к деньгам!
Но, повторюсь, наглядны последние ступени этой ужасной лестницы, а есть ещё и средняя, основная часть, на которой стоим мы почти все, только кто-то выше, а кто-то ниже.
В моей карьере был случай, когда пришлось уволить сотрудницу «ни за что».
Работники всё более и более настойчиво просили избавить их от одной сотрудницы. Это была жизнерадостная, трудолюбивая, миловидная и общительная женщина, мать двоих сыновей. Собственно, её неуёмная любовь к детям и оказалась причиной проблем.
Каждый разговор она быстро сводила к рассказу о своих детях и муже. Мы все знали, что у неё происходило дома каждый день, все семейные проблемы и радости, как каждый член семьи относится к тому или иному событию. В её присутствии сложно было обсудить что-то другое – начинался новый рассказ.
Коллеги не выдерживали и пошли на ужасный шаг – попросили избавить их от «боевой подруги», которую, кстати, когда-то охотно приняли в коллектив. Я попытался найти ей место в соседних подразделениях, переговорив с менеджерами. Удивительно, но все наотрез отказались брать её! Чёткой причины никто не мог назвать, всё было на уровне «достанет».
Да, и воспитательная работа не помогала – всепоглощающая любовь к детям у человека превратилась в такую страсть, которую она уже не могла контролировать. Она не могла сдерживать себя, даже когда явно стоило.
Внешние различия
Отличие живого от мёртвого понятно без дополнительных объяснений – разница очень наглядна.
Но отделить «душевного» человека от «духовного» сложнее, как сложно разъяснить отличие души и духа. Понятнее, если объяснять от противного.
Все понимают, что есть болезни телесные, душевные (для душевнобольных даже делают отдельные клиники) и духовные. Больной телесно испытывает проблемы с собственным телом. Больной душевно, если упростить, с собственным разумом. А больной духовно является носителем более глубокой проблемы, он одержим какими-то страстями, полностью меняющими его образ мыслей, слов и действий. Можно ли назвать здоровым Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя? А какой болезнью он болен?
Если сравнить человека с компьютером, то телесная болезнь – это болезнь механическая, поломка каких-то деталей, например, при падении на пол. Болезнь душевная – это неправильная работа программного обеспечения из-за вирусов, когда внешне благополучный компьютер выдаёт нелепые результаты. А болезнь духовная – это ошибки алгоритмов, заложенных в программы, когда и «железо» работает без сбоев, и вирусы не беспокоят, а итог вычислений никуда не годится.
Наличием духа человек отличается от животного. Именно он является тем, что мы любим или ненавидим в другом, это собственно человек, его «я». И у вашей компании должно быть своё «я», свой дух, настолько сильный, чтобы его чувствовали и свои, и чужие.
Чем же так плохи «душевные» сотрудники? Разве заботливые матери, улыбчивые собеседники, хлопочущие о мелочах люди не годятся для нормальной работы? Годятся, конечно.
Более того, по-настоящему духовных людей очень мало, это большая редкость, поэтому они так выделяются. К ним нельзя относиться равнодушно, можно их либо любить, либо не терпеть.
А душевные, в полном соответствии с животной аналогией, относительно легко управляемы (в этом их плюс), но из-за того же легко уводятся от одного «хозяина» к другому. Их гораздо больше беспокоит собственное благополучие, отсутствие претензий лично к ним, собственные перспективы, чем то, ради чего они работают, как используется и чему служит результат их труда.
В наше время появился даже такой замечательный термин – «технократы», т.е. люди, которые готовы работать добросовестно на любого. Узнаёте образ? Совершенно верно, наёмники.
А вот те, кто, например, узнав, что их компания с помощью их работы приносит однозначный вред миру, уходят, потому что «не желают в этом участвовать», ведут себя как люди. Только человек может пожертвовать собой ради чистой совести.
Но всё же нельзя ставить знак равенства между «животными» и «наёмниками», «рабами» и «мёртвыми». Раб, наёмник, сын – это те роли, которые играют люди в системе. Самый духовный человек может оказаться в роли раба, например, в плену во время войны. От этого он не станет менее духовным.
А мёртвые, душевные, духовные – это из области свойств человека вне зависимости от занимаемого места в вашей иерархии. Понятно, что человек – совсем не мёртвый, и совсем не животное, поэтому может «раскрыться», стать «настоящим человеком». Но пока он этого не сделал, можно его вложить в эту классификацию.
И горе будет вам, если вы ошибётесь и зачислите в сыновья «душевного» или «мёртвого»! Вспомните проблемы профессора Преображенского из «Собачьего сердца», у вас их будет не меньше !
Власть духа
Взаимоотношения человека и мира животного очень сложны. Известно много примеров, когда люди (настоящие люди, святые) не только не боялись животных, но и подчиняли их себе без видимых усилий. Серафим Саровский кормил с рук дикого медведя, почему же медведь не нападал на него?
А почему мы кого-то слушаемся с первого взгляда и понимаем, что нужно подчиниться, а другого не воспринимаем как власть?
Говорят, что человек, который вернул себе своё человеческое достоинство (дух), безусловно воспринимается животными как «царь природы». Но царь, который ведёт себя недостойно и позорит корону, воспринимается как преступник. Так же и человек, который утратил своё человеческое достоинство (а таковы, повторюсь, мы почти все), воспринимается животным миром соответственно – как животное. Но не как «власть имеющий».
О власти и её природе мы поговорим позже. Сейчас лишь отметим, что духовный человек всегда имеет власть над душевными, а тем более, над «мёртвыми».