»Духи моего народа не позволяют мне открыть его тайны. Они охраняют дольмены. Я ученый и мой долг найти истину и донести ее в научный мир. Я адыгеец, я хочу чтобы весь мир знал, насколько древним является наш народ, и какая у нас великая культура. Духи мне говорят: «Нельзя! Это наша тайна и она не для всех. Не всем нужно знать об этом. Будет зависть, будет лишнее внимание. Нет!». Они мешают мне. И я не знаю, как мне быть, - я между двух желаний. Если я раскопаю и опубликую, они могут отомстить мне… «
1 февраля Мадин Камболетовичу Тешеву исполнилось бы 80 лет. Его сердце перестало биться в 1987 году, после чего все археологические раскопки и исследования кургана Псынако-1 пришлось прекратить. В 1983 году археолог Мадин Тешев на окраине села Анастасиевка близ Туапсе обнаружил курган Псынако I. Этот курган скрывал замечательный по исполнению каменный дольмен, окруженный каменными кольцами. Лаз в дольмен имел не круглую, а арочную форму, и в него была задвинута каменная втулка. Внутри кургана был найден подземный ход, по которому люди пробирались к дольмену, исполняли там свои обряды и затем выбирались наружу. Такого, честно говоря, в мире нет более нигде.
Самый загадочный в мире уникальный мегалитический комплекс – курган Псынако-1 находится в 23 километрах от Туапсе в окрестностях села Анастасиевки. Это селение примечательно тем, что было изначально чешским. В нем обосновались беженцы из Австро-Венгерской империи, которых расселили в 1866 году. Нынешнее название взамен Чешского Георгиевского хутора придумали лишь тридцатью шестью годами позже, в честь четвертой дочери императора Анастасии Романовой, расстрелянной потом вместе с отцом большевиками. В полукилометре от села, слева по ходу за рекой, через которую ведет неглубокий брод и мостик из бревна, располагается древний культово-погребальный комплекс Псынако 1. Внешне курган Псынако-1 – это каменный холм диаметром 70 метров. Изначально камни лежали ровно, камешек к камешку, как чешуя у рыбы, на холме не росло ни травинки, ни кустика. Оказалось, что этот курган скрывал замечательный по исполнению каменный дольмен, окруженный каменными кольцами. Самое интересное было то, что еще в III тысячелетии до н. э. находилось святилище на том месте, где позже построили дольмен. Святилище было окружено особыми каменными кольцами - «кромлехами». Обычно «кромлехами» окружались могильные сооружения, но в Псынако следов погребения не было. Могильные ямы были, но они оказались забиты камнями. Главное дольмен был окружен круговой постройкой со стенами, достигающими толщины 1,8 метра, а высоты 3 метра, и помещен в некое сооружение, напоминающее сферу. Лаз в дольмен имел не круглую, а арочную форму, и в него была задвинута каменная втулка. Внутри кургана был найден подземный ход, по которому люди пробирались к дольмену, исполняли там свои обряды и затем выбирались наружу. Такого в мире нет более нигде.
Как известно, в середине 60-х годов профессор Дж. Хокинс доказал, что загадочное каменное сооружение на юге Англии - Стоунхендж - является не только древним святилищем, но и обсерваторией, точно отмечающей множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд. Открытие Дж.Хокинса вызвало развитие науки – археоастрономии. В Западной Европе и в бассейнах Средиземного и Черного морей, начиная с 4-го тысячелетия до н.э., возводятся мегалитические сооружения, часть из которых ученые считают древними обсерваториями. Наиболее известными памятниками, имеющими археоастрономическое значение являются: пирамиды инков и вавилонские зиккураты, святилища индейцев из штата Нью-Мексика, обсерватория Мецамор в Армении. Курган Псынако очень похож на знаменитый английский мегалитический комплекс Стоунхендж. Мадин Тешев с учетом очевидной связи мегалитических культур Западной Европы с дольменной культурой Кавказа впервые поднял проблему изучения дольменов в этом направлении.
М. К. Тешев обратил внимание на большую прослойку угля у входа в дромос. Здесь часто зажигали огонь, возможно, благовониями окуривая дольмен с его содержимым. Образцы угля, сданные на анализ по 14С, дали дату 2340*40 лет до нашей эры, следовательно, примерно в это время дольмен уже мог быть построен и здесь горели костры. В.И.Марковин отмечает, что: «Я не знаю курганов до деталей напоминающих Псынако. Пока это единственный в своем роде памятник. В этом его уникальность, хотя четыре подкурганные мегалитические постройки, известные мне по литературе, немного напоминают Псынако. Одна находится в Нью-Грейндж в Ирландии, другая — в Ёрдхой в Дании, третья — в Алька-ларе в Португалии и четвертая — это Лос-Милларес в Испании. Всех их объединяет коридорный ход, который ведет в погребальную камеру, сложенную из плит по принципу ложного свода. Но ни в одной из этих построек не было дольмена, хотя бы отдаленно напоминающего западно-кавказские. Сооружения кургана Псынако I по сравнению с ними, я бы сказал, сделаны более небрежно, словно на скорую руку».
Мадин Тешев на собственные деньги, на зарплату сотрудника ННИ сумел доказать, что этот археологический ансамбль не культовое сооружение, а «Храм Солнца», как позже его назвали, и люди, жившие в этих местах наблюдали за звездами в 3 тыс. д.н.э.
Мадин Тешев выдвинул теорию, что Псынако-1, который конструктивно напоминает неолитический могильник Нью-Грейдж в Ирландии, - это древнейшая солярная обсерватория. Также он заметил, что если дромос неолитического могильника Нью-Грейдж отмечает восход Солнца во время зимнего солнцестояния, то дромос Псынако-1 направлен на заход Солнца в этот день.
Кроме того, хотелось бы отметить и еще одно направление в деятельности Мадина Тешева – это изучение древних топонимов родного края. Так, известно около 10 толкований топонима Туапсе, в числе которых и версия Мадина Тешева. Он дает такое определение топониму «Туапсе»: т`у- «две», а- аффикс множественного числа и «псэ» - «душа», «душа двух». Как известно, река Туапсе состоит из двух крупных притоков Челепси и Пшенако.
Название одного из самого загадочного озера на Западном Кавказе - озеро Хуко – Мадин Тешев переводит как «сын моря». Озеро расположено на водоразделе Главного Кавказского хребта между бассейнами рек Пшехашха и Шахе. До сих пор неизвестно происхождение этого озера и почему в нем нет жизни. Озеро расположено на территории, которая раньше принадлежала шапсугскому племени, а другой склон принадлежал Абадзехам (абадза). Мадин Тешев ввел впервые в научный оборот данные о размерах и глубине озера Хуко, а так же данные древнем обряде вызывания дождя.
Любопытную версию выдвинул Мадин Тешев в отношении названия горы и одноименного села Индюк. По версии Мадина слово «индюк» является искажением адыгского слова «хиникушх», образованного из двух слов: «хинд» и «кушх». «Хинд» в переводе означает индусы, а «кушх» переводится, как гора. В результате получаем словосочетание «гора хиндов» или «гора индов». Для сравнения можно привести название горного хребта Гиндукуш.
Мадин Камболетович Тешев, уроженец аула Большое Псеушхо Туапсинского района, был уникальным специалистом в области древней истории Кавказа, адыгской топонимики. Он описывал и систематизировал сведения о дольменах, брал с собой всегда в походы стопку металлических табличек с надписью «Памятник истории. Охраняется государством», вел непримиримую борьбу с теми, кто варварски эти памятники седой старины разрушал. Как только ему сообщали о таком случае, он немедленно выезжал на место и чуть ли не ложился под нож бульдозера.
Однажды с ним произошел неприятный случай на Всесоюзной конференции археологов в Геленджике. Тогда он исследовал древнее погребальное сооружение необычной ящикообразной формы, обнажившееся при размыве берега Псебе. На дне этого могильника Мадин нашел железный нож, хотя железо на Кавказе современники дольменов еще не знали. Предвкушая сенсацию, он повез находку в Геленджик, но там маститые ученые чуть ли не подняли его на смех. Расстроенный археолог вернулся в Туапсе, вошел в свой кабинет (он работал тогда в городском Историко-краеведческом музее) и в сердцах бросил нож на стол. От ножа откололась крупинка, а на срезе заблестела медь. Да, это был медный нож, несколько тысячелетий пролежавший в породах, содержавших окислы железа. Все встало на свои места, самородная медь на Кавказе встречалась, и древние аборигены умели ее обрабатывать.
Дольмены всегда чистили тихо, с почтением к их тайне и тысячелетиям их жизни.
На крыше дольмена - лечились. Проходили болезни, откуда-то приходила сила.
#Туапсе #история #общество #черкесы #адыги #дольмены #МадинТешев #наука #архиология #Кавказ