Найти тему

Зачем учить заключенных считать свои деньги

Оглавление

Материал на сайте

Исследования показывают, что освободившихся из мест лишения свободы граждан часто толкают на повторные преступления долги, накопившиеся за годы заключения или до него. Для того, чтобы снизить количество рецидивов в некоторых странах практикуется повышение финансовой грамотности заключенных и членов их семей. Насколько это эффективно и какие еще программы реабилитации выходящих на свободу людей работают в мире, мы изучили на основе доклада “Пенитенциарные системы и пенитенциарные реформы в зарубежных странах”.

Что толкает освободившихся на новые преступления

Каролин Диди в докладе «Лишение свободы и рецидивизм: зарубежный опыт» проанализировала программы ресоциализации и реабилитации, реализуемые в Германии, Нидерландах и Норвегии, с точки зрения профилактики рецидивизма.

В целом однозначного мнения о связи тех или иных программ ресоциализации с сокращением уровня рецидивизма пока нет. Исследователи не уверены, являются ли эти программы главным фактором, влияющим на снижение повторной преступности. Тем не менее некоторые данные показывают, что уровень рецидивизма в группах, которые участвовали в отдельных программах, снижается. То есть, ключевую роль играет содержание каждой конкретной программы, поэтому к их дизайну нужно подходить крайне аккуратно.

Успешные программы работают в первую очередь со следующими факторами риска:

– неграмотность, отсутствие общего школьного образования, отсутствие каких-либо профессиональных навыков для успешного трудоустройства, отсутствие опыта законной занятости;

– предшествующие заключению или последовавшие за освобождением неудачи в трудоустройстве;

– отсутствие своего жилья или постоянного места жительства;

– ранняя вовлеченность в преступную деятельность, отсутствие опыта законопослушной жизни;

– опыт социальной изоляции и насилия, в том числе семейного;

– наркозависимость, алкоголизм, токсикомания;

– проблемы с психическим здоровьем.

Количество заключенных на 100 тыс. населения по странам с указанием места в мировом рейтинге. (Источник: Carolyn W. Deady. Incarceration and Recidivism: Lessons from Abroad | March 2014)
Количество заключенных на 100 тыс. населения по странам с указанием места в мировом рейтинге. (Источник: Carolyn W. Deady. Incarceration and Recidivism: Lessons from Abroad | March 2014)

Уроки рационального финансового поведения

Одним из важных элементов ресоциализации заключенных, адаптации их к последующему освобождению и жизни на свободе является повышение уровня их финансовой грамотности.

Британские и американские исследования показывают, что как среди заключенных, так и среди членов их семей финансовая грамотность обычно крайне низка. При этом одной из центральных проблем осужденных, которые только что вышли или готовятся выйти на свободу, является наличие долгов. Нередко именно большое количество задолженностей и необходимость их возвращать, а также отсутствие знаний о том, как можно справиться с подобными ситуациями, толкают бывшего заключенного на повторное преступление.

Насколько актуально повышение финансовой грамотности среди россиян? Читайте в нашей беседе с куратором проекта Минфина по повышению финграмотности Андрея Бокарева
Насколько актуально повышение финансовой грамотности среди россиян? Читайте в нашей беседе с куратором проекта Минфина по повышению финграмотности Андрея Бокарева

В США и Великобритании, а также в Эфиопии было разработано и реализовано несколько программ по повышению финансовой грамотности заключенных, бывших заключенных и освобожденных по УДО. Некоторые из этих программ охватывали членов семей заключенных, которые тоже находятся в уязвимом положении, а также персонал тюрем. Последнее необходимо, чтобы заключенным было к кому обратиться за советом уже после окончания программы. Эти программы оказались результативными.

Успешные программы повышения финансовой грамотности включали в себя следующие меры:

Консультативные услуги

Такие, как бесплатная телефонная линия для заключенных, онлайн-консультации с системой обратной связи, почтовая рассылка, раздача брошюр с ответами на часто задаваемые вопросы, а также индивидуальное консультирование.

Обучение.

Эффективные курсы были практико-ориентированными, интерактивными, включали презентации, дискуссии, самостоятельную работу с заданиями. Курсы были либо интенсивными (недельный курс / несколько насыщенных отдельных занятий), либо основанными на регулярных встречах (еженедельные занятия). Обучение затрагивало следующие темы: получение пособий, долг, счета, налоги, компенсация потерпевшему, занятость, планирование бюджета, потребление, жилье, образование, сбережения, банк, счет, кредит, страхование, раздел имущества при разводе, деньги и интернет, защита своих данных и защита от мошенничества.

Открытие счета.

В рамках одной из программ для всех заключенных пенитенциарного учреждения были открыты счета в банке. Заключенным раздали дебетовые карты. Параллельно с открытием счетов происходило информирование заключенных о том, как и какие операции они могут с ними проводить.

Авторы программ по внедрению финансовой грамотности столкнулись с очень низким уровнем грамотности как таковой и элементарных арифметических навыков среди заключенных, что существенно затрудняло проведение занятий. В результате часть курсов была адаптирована под малограмотных людей, а другая стала проводиться вместе с занятиями по общеобразовательным дисциплинам. Малограмотные заключенные проявляли меньшую мотивацию к получению знаний в области финансовой грамотности. Таким образом, перед создателями программ встала необходимость повысить интерес к занятиям и преодолеть негативные ассоциации, связанные с финансами.

Повышение финансовой грамотности заключенных важно еще и потому, что оно позволяет им научиться распоряжаться собственными деньгами, планировать бюджет, выделять средства на необходимые предметы быта, что может существенно повысить качество их жизни не только на воле, но и в местах лишения свободы. Это может содействовать гуманизации тюрем, улучшить условия проживания внутри них.

Дополнительные факторы поддержки

Помимо рисков нерационального финансового поведения, проблема, с которой приходится иметь дело, – это психологическая реакция некоторых заключенных на программы ресоциализации. У них может быть низкий уровень мотивации к участию в программах, нежелание брать на себя ответственность за свои действия и планировать свою жизнь. Исследование показало, что для успешности программ реабилитации правонарушителей необходимо соблюдать ряд условий.

Исследователи уверены, что работа с правонарушителями должна вестись как в период их содержания в тюрьме до освобождения, так и в течение первых лет жизни за пределами исправительного учреждения. Наиболее успешными оказывались долгосрочные программы, которые обеспечивали поддержку заключенного до и после освобождения.

Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта Минфина по повышению финграмотности населения считает, что в финансовом образовании россияне «долго запрягают, но быстро поедут»
Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта Минфина по повышению финграмотности населения считает, что в финансовом образовании россияне «долго запрягают, но быстро поедут»

Фокус программ на определенных целевых группах. Для достижения результата необходим разный подход к группам заключенных с разными проблемами: к наркозависимым, к неграмотным, к людям с психическими расстройствами, к женщина.

Важно фокусировать внимание на решении конкретных проблем, с которыми часто сталкиваются заключенные: неграмотность, отсутствие диплома об общем школьном образовании, наркозависимость, неумение устраиваться на работу и т. д.

Необходимо соблюдать баланс между надзором за заключенным или бывшим заключенным и его поддержкой и консультированием. Исследователи отмечают низкую  эффективность программ, основанных исключительно на надзоре и контроле за бывшим заключенным, в том числе на электронном мониторинге его действий и передвижений.

Снабжение заключенных актуальной информацией о внешнем мире, в т. ч. о работе институций, с которыми им предстоит столкнуться на свободе позволит снизить страх перед положением после освобождения.

Продуманная координация работы государственных и общественных организаций, включенных в программы социальной реабилитации в частности, подразумевает создание формализованных процедур и институтов взаимодействия: соглашения, совместные комитеты.

Привлечение к реализации программ муниципальных служащих и социальных работников из сообществ, в которых заключенному предстоит жить (например, сообщества района, где заключенным будет предоставляться жилье). При разработке таких программ необходим учет локального контекста (государственного, регионального и т. д.)

Включение в программы ресоциализации процедур оценки их успешности, основанной в том числе на исследовании уровня рецидивизма среди участников программы в сравнении с результатами предыдущих лет и показателями в контрольных группах.

Подобный анализ, требующий участия исследователей-социологов, является залогом последовательного совершенствования программ и их подотчетности перед обществом.

Свой угол и работа по плечу

Двумя важнейшими сферами жизни бывшего заключенного, где ему необходима поддержка, являются жилье и в особенности трудоустройство. Помощь с трудоустройством для людей, находившихся в местах лишения свободы, важна потому что наличие постоянной занятости обеспечивает им возможность зарабатывать на жизнь законным путем, структурирует и упорядочивает жизнь. Также наличие работы повышает самооценку бывшего заключенного, который подвергается стигматизации и порицанию в обществе.

Помощь с трудоустройством, как и помощь с нахождением жилья, в разных странах организована по-разному. В некоторых государствах существует опыт обеспечения освобождающихся временным социальным жильем, которое предоставляют муниципальные власти.

Количество рецидивов, которые допускают освободившиеся преступники (Источник: Carolyn W. Deady. Incarceration and Recidivism: Lessons from Abroad | March 2014)
Количество рецидивов, которые допускают освободившиеся преступники (Источник: Carolyn W. Deady. Incarceration and Recidivism: Lessons from Abroad | March 2014)

Как реабилитировать конкретные социальные группы

Среди заключенных выделяют следующие группы, требующие особого подхода в программах реабилитации.

Заключенные, готовящиеся к выходу на свободу.

Это одна из главных целевых аудиторий большинства программ ресоциализации и реабилитации. Для предотвращения рецидива необходимо полное информирование заключенных,готовящихся к освобождению, о том, с какими проблемами они могут столкнуться на свободе, а также подготовка их к тому, чтобы с этими проблемами справляться. Освобождение из тюрьмы является психологически сложным процессом, что тоже должно обсуждаться с заключенными.

Заключенные, имеющие семьи на свободе.

У этого типа заключенных могут возникнуть особые потребности, связанные с тем, что им будет необходимо финансово помогать семьям, бороться со стигмой, которую наличие родственника-правонарушителя накладывает на всю семью, помогать в социализации собственным детям и пр. При этом семья может стать одним из ресурсов для успешной реабилитации заключенного, оказывать ему необходимую поддержку. Поэтому семьи заключенных рекомендуется включать в программы ресоциализации, в том числе образовательные. Однако в настоящее время, по оценке исследователей, обширной практики такого рода не существует.

Женщины.

Женщины, вышедшие из тюрьмы, подвергаются в обществе двойной дискриминации: по признаку наличия судимости и по гендерному признаку. Это может приводить к проблемам с поиском работы и жилья, а также травмировать психологически. Сложности в ресоциализации таких женщин могут быть связаны также с опытом насилия в партнерских отношениях, изнасилования и вовлеченности в проституцию. Все это необходимо учитывать в программах, рассчитанных на данную целевую аудиторию. Также женщинам часто необходима дополнительная помощь и консультации в связи с наличием у них на попечении малолетних и несовершеннолетних детей, которых иногда приходится растить без помощи партнеров.

Миноритарные этнические и конфессиональные группы.

Принадлежащие к этим группам заключенные тоже могут подвергаться двойной дискриминации в обществе, а также сталкиваться с насилием и унижением по религиозному и этническому признаку. Работа с этими заключенными может включать привлечение сообщества (церкви, общины) к программам ресоциализации.

Пенсионеры, люди пожилого возраста, люди с инвалидностью.

Представители этой группы, с одной стороны, чаще нуждаются в медицинской помощи, а с другой стороны — испытывают связанные с возрастными факторами сложности в обучении и приобретении новых навыков. Для таких правонарушителей особенно актуальной оказывается помощь с поиском жилья, работы, обеспечение минимальных знаний о полагающихся им пособиях. Заключенных данной категории обучают трудовым навыкам в тех сферах, в которых они физически смогут работать.

Лица с психическими расстройствами.

Ресоциализация таких осужденных очень важна в контексте обеспечения общественного порядка. Они могут иметь опыт социальной изоляции и отвержения, сложности с социализацией, обусловленные состоянием их психики. Представителям данной группы потребуется психиатрическая и психологическая помощь, включая приобретение специальных медикаментов. Кроме того, они нередко нуждаются в жилье и в помощи по управлению своими финансами, в том числе пособием по инвалидности (при наличии).

Россияне заняли 9-е место по итогам замеров уровня финансовой грамотности среди жителей стран «Большой двадцатки»
Россияне заняли 9-е место по итогам замеров уровня финансовой грамотности среди жителей стран «Большой двадцатки»

Программы ресоциализации таких осужденных включают в себя профессиональное образование в сфере, где человек, с учетом его состояния, сможет работать. Часто заключенные с психическими расстройствами имеют ограниченные способности к обучению (learning disabilities), что необходимо учитывать при организации для них образовательных программ.

Работу с ними лучше организовать в следующем порядке: стабилизация самочувствия; помощь в получении навыков заботы о себе, в том числе навыков стабилизации и оздоровления образа жизни; помощь в поддержании стабильного психического состояния. Для этого необходима кооперация между пенитенциарной системой и специалистами, обеспечивающими терапию, включая их допуск в тюрьмы, а также соответствующий тренинг тюремного персонала.

Правонарушители, имеющие наркотическую или алкогольную зависимость либо зависимость от иного рода токсических веществ.

Проведенный в 2004 году опрос среди заключенных в Великобритании показал: криминальное поведение половины респондентов было связано с употреблением наркотиков.Таким лицам дополнительно к иным программам ресоциализации нужна медицинская и иная помощь в преодолении зависимости Хорошо работают в этом случае группы взаимопомощи, амбулаторное лечение, программы детоксикации, обучение социальным навыкам, а также принудительные меры: тестирование на наркотики и надзор. Реабилитация должна начинаться в тюрьме и продолжаться после освобождения.

Неграмотные, малограмотные и заключенные без диплома об общем школьном образовании.

Для этой группы необходимо организовывать тренинги по ликвидации безграмотности, помогать им в получении диплома об общем школьном образовании, а также информировать их о вечерних школах, которые есть на свободе. Этой группе зачастую также необходимо профессиональное образование и формирование навыков, необходимых для получения работы. И. Несовершеннолетние и юные заключенные нуждаются в базовой социализации. В центре программ для этой целевой группы должно быть образование и обучение профессиональным навыкам.

Осужденные за преступления против половой неприкосновенности.

Ресоциализация этой категории заключенных принципиально важна в контексте повышения уровня общественной безопасности. Им, кроме надзора, требуется персональная и групповая поведенческая терапия. Особого внимания заслуживают правонарушители, которые сочетают в себе два и более перечисленных признака. Их следует включать сразу в несколько специальных программ или работать с ними индивидуально.

Теория исследований реабилитации заключенных уже долгое время получает практическое воплощение во многих странах. Один из наиболее ярких, масштабных и успешных примеров – реформа пенитенциарной системы Финляндии, где не остановились на самих заключенных, а взялись за изменение всей системы исправления преступников. Познакомиться с финским опытом вы можете в нашем материале.