Редко бываю в метро. А тут пришлось по делам побывать не далеко от станции Проспект Мира. Вот о ней и поговорим.
Одноименная станция метро Калужско-Рижской ветки (называвшаяся, кстати, до 1966 года «Ботанический сад») была открыта 1 мая 1958 года. Строители не успевали сдать объект к первомайским праздникам, поэтому было принято решение открывать линию без собственного вестибюля. Вестибюль построили и открыли только в 1959 году.
Вестибюль станции вырос прямо посреди усадьбы, некогда принадлежавшей фарфоровым фабрикантам Кузнецовым. Увидеть, как выглядело это место до постройки вестибюля метро можно на фото ниже. Об усадьбе Кузнецовых поговорим подробнее потом. Сейчас вернемся к метро.
Вестибюль, сооружённый в 1959 году по проекту архитектора И. Г. Таранова, не сохранился. На его месте в 1982 году появился внушительных размеров комплекс для инженерных служб метрополитена, сохранивший в первом этаже выход из метро (архитекторы В. М. Гинзбург, А. И. Таранов).
Инженерный корпус стоит особняком среди остальной застройки проспекта. Масштабное здание с рядами окон с бетонными «наличниками» видно далеко. С этими наличниками, кстати, связана история, которая чуть не поставила под угрозу завершение постройки: на заливку нестандартных элементов из бетона на заводе была выделена только одна форма, и производство никак не укладывалось в сроки строительства. Пришлось с большим трудом «выбивать» на заводе вторую форму, чтобы строительство не остановилось.
Архитектурные решения, изначально вызванные соображениями экономии – отделка металлическим профлистом, использование повторяющихся элементов – сегодня кажутся остроумными, интересными находками, придающими зданию особый технологичный облик.
В 1991 и 1992 годах существовали проекты переименования станции Проспект Мира Калужско-Рижской линии в Олимпийскую. Однако эти проекты не были реализованы.