"Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?"
Стэнли Кубрик.
Ричард Викторов родился 7 ноября 1929 года в Туапсе, Черноморского округа Кубано-Черноморской области (ныне Краснодарский край) в семье инженеров Николая Георгиевича Викторова (1886-1930) и Полины Васильевны Калининой (1900-1983).
Отец Ричарда Николай Георгиевич был сыном Марии Николаевны Викторовой, урождённой Казнаковой, дочерью адмирала Казнакова Николая Ивановича (1834-1906). Адмирал Казнаков - прадед Ричарда, крупный военный специалист, теоретик, главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта в 1893 - 1899 гг.. В семейном архиве чудом сохранились две фотографии Н.И.Казнакова - пожелтевшие квадратики картона, на них - пожилой человек в морской форме. У Ричарда Николаевича всю жизнь был жгучий интерес к собственному прошлому, к той линии русских интеллигентов, продолжением которой он себя ощущал и принадлежностью к которой гордился, но не позволял своей гордости выглянуть наружу. Он собирался в ленинградский Военно - морской архив, чтобы увидеть документы или письма, написанные рукой адмирала. Но не успел, некогда было...
Мальчиком он заболел костным туберкулезом, и летом сорок первого года его отправили в Крым лечиться в санаторий.
А вывезти не смогли.
Когда пришли немцы, Ричард отступал вместе с нашими войсками. В Керчи он лежал у пулемета - там уже не приходилось разбираться, кто взрослый, а кто ребенок. На одном из последних катеров его, тяжело раненного в ногу, вывезли в Новороссийск. Затем - в район Теберды, в больницу. Туда вскоре тоже прорвались немцы, и детей уводили по горным тропам.
Все эти месяцы мать искала его, не веря, что мальчик погиб. Она разыскала сына в Баку. (из интервью Кира Булычёва)
Фильмография:
На зеленой земле моей (совместно с И.Шишовым, 1958)
Впереди – крутой поворот (1960)
Третья ракета (по повести В.Быкова, 1963)
Дорогами отцов (докум., 1964)
Любимая (по роману Н.Погодина «Янтарное ожерелье», 1965)
Переходный возраст (по роману В.Киселева «Девочка и птицелет», 1968)
Переступи порог (1970)
Москва – Кассиопея (1973)
Отроки во Вселенной (1974)
Обелиск (по повести В.Быкова, соавтор сценария, 1976)
Через тернии к звездам (соавтор сценария с К.Булычевым, 1980)
Комета (соавтор сценария с К.Булычевым, фильм закончен Ю.Чулюкиным, 1983)
"Для нас эта тема, о которой мы рассказываем в наших двух фильмах, была очень важной, потому что мы считаем, что с детьми необходимо разговаривать серьезно. Мы можем говорить с юмором, с иронией, но обязательно, в конечном счете, мы должны все вести к мысли о том, что дети - те, которых мы воспитываем сегодня, они будут жить завтра и создавать то общество, о котором мы мечтаем. Наши мечты сегодняшние, они должны завтра превратить в жизнь. Поэтому сегодня мы относимся к воспитанию детей очень серьезно. Мы шутим с ними, говорим им добрые слова, но, в то же время, напоминаем им о трудностях жизни. В наших картинах был и юмор, была ирония и, в какой-то момент большая грусть. Потому что, повторяю, с детьми нужно разговаривать серьезно." /Ричард Викторов/
Чего стоило Викторову "выбить" достойное финансирование фильма "Москва - Кассиопея", знает, наверное, только он сам, это была настоящая война за смету. Переговоры длились почти год. Но факт остается фактом: бюджет фильма действительно составил миллион рублей - беспрецедентная для детского кино по тем времена сумма.
После дилогии Ричард Викторов еще раз обратился к фантастической теме, снял фильм "Через тернии к звездам" - еще более новаторский, чем "Москва - Кассиопея" и "Отроки во вселенной". И снова оглушительный успех. Критики того времени воспринимали его как "наш ответ" "Звездным войнам": советская картина вышла в один год с пятым эпизодом эпопеи Лукаса.
"Через тернии…" стал первым советским фильмом, в котором был создан образ клонированного человека - Нийи. Поиски актрисы на ее роль шли мучительно, пока Викторов с Константином Загорским случайно не увидели в журнале мод фотографию манекенщицы Елены Метелкиной: высокая, тонкая, с огромными глазами - настоящая "инопланетянка". Предполагалось, что в фильме она будет абсолютно лысой и без пупка - так авторы хотели подчеркнуть ее внеземное происхождение. Но в итоге по требованию чиновников Госкино, утверждавших, что положительная героиня не может быть лысой, для Нийи сделали очень короткий белый парик, больше напоминающий войлок. Также был вырезан эпизод, где Нийя появляется без одежды - возмущение вызвала и "обнаженка" на экране, и отсутствие пупка.
Не имея современных технических и компьютерных средств, уже в 1970-е годы Ричард Викторов добился в своих фильмах абсолютного правдоподобия сцен в космосе и невесомости — даже космонавты не могли отличить экранную невесомость от настоящей. Режиссёр всерьёз задумывался о проблемах и опасностях, существование которых человечество осознало лишь через 30 лет: глобальное потепление, экологическая катастрофа из-за исчерпания природных ресурсов.
"Почему мне больше нравятся «Через тернии к звездам», чем многая другая фантастика про космос? Фильм вроде про инопланетян, но при этом очень «про нас». Как в книге «Марсианские хроники»: ты читаешь книгу о марсианах, но осознаешь количество параллелей с людьми. Есть фильмы, которые могут сделать человека лучше, а есть, которые хуже. Вот, например, Гай Германика делает невероятные картины, которые вызывают дичайший резонанс, но при этом после просмотров некоторых ее фильмов хочется пить водку две недели. А после фильмов Ричарда хочется делать мир лучше." /старший внук режиссера Николай Викторов-младший (на фото/)
Ричард Викторов умер 8 сентября 1983 года во время съёмок фильма "Комета". Он был похоронен в Москве на Митинском кладбище. Позже рядом с могилой Викторова была похоронена его жена, актриса Надежда Семенцова.
Мы сделали "Комету", и в последний день съемок Ричарда поразил инсульт. Викторов прожил еще полгода, но так и не пришел в себя.А на материал фильма накинулось Госкино. Дело в том, что режиссеры не любят показывать чужим людям, а тем более начальству, сырой, несмонтированный, неозвученный материал, потому что чужие люди, а тем более начальство, воспринимают "полработы" как окончательный продукт. Без Ричарда с его пробивной силой фильм оказался осиротевшим. Госкино накидало полную корзину убийственных замечаний, утверждая, что советским людям не свойственно паниковать и питаться слухами, и требуя снять реплику попавшего в кораблекрушение узбека: "Даже чаю нет!", - как намек на нехватку некоторых товаров в торговой сети. /из воспоминаний Кира Булычёва/
#Туапсе #знаменитыетуапсинцы #РичардВикторов #культура #искусство #кино #кинематограф #общество #СССР