С некоторыми людьми разумный диалог поддерживать невозможно. Чтобы не опускаться до ответных оскорблений, воспользуйтесь этими советами.
1. Старайтесь предвидеть критику
Подумайте заранее, какие пункты вашей речи или презентации могут вызвать у слушателей замечания. Подготовьте ответ — так вам будет легче отреагировать на неприятные слова.
2. Не отвечайте немедленно
Не сердитесь и не спешите отвечать. Налейте себе воды, сосредоточьтесь, подберите правильные слова.
3. Начните с дружелюбной общей фразы
Свой ответ на критику во время одного из выступлений Джобс начал так: «Когда пытаешься что-то изменить, одно из самых трудных препятствий заключается в том, что такие люди, как задавший этот вопрос, в чём-то правы». Такой приём позволяет смягчить ответ, и кажется, что он соглашается с оппонентом, хотя из дальнейших слов понятно, что это не так.
Даже если вы совсем не согласны с собеседником, всегда начинайте ответ дружелюбно.
4. Ответьте на вопрос, который вы хотели бы услышать
Хотя Джобсу задали вопрос о конкретном языке программирования и о его частной жизни, он не стал комментировать его. Он ответил на более общий вопрос: «Были ли допущены какие-то ошибки во время изменений в компании и от кого в технических компаниях всё-таки больше зависит конечный результат: от разработчиков или клиентов?»
Это классический манёвр политиков, который всегда срабатывает.
5. В заключение признайте свои ошибки, но поддержите свою команду
Очень важно, чтобы вы были своим самым большим болельщиком. Особенно в начале пути, когда вы не можете рассчитывать ни на кого, кроме себя и своей команды. Признайте свои ошибки, скажите, какие уроки вы усвоили, но потом обязательно упомяните, почему вы и ваша команда заслуживаете поддержки.
Так вы расположите к себе аудиторию — люди, как правило, ценят упорный труд.
Например, Джобс закончил так: «Мы найдём ошибки и исправим их. Но что следует сделать сейчас, так это поддержать команду, которая находится на очень важном этапе и работает не покладая рук».