Рабочие аутсорсингового производителя в Турции, который занимается пошивом одежды для бренда Zara в Турции, выпустили одежду с необычными этикетками.
Рабочие рассказали, что производитель Bravo, который шьет вещи для Zara, задолжал им зарплату за 3 месяца и не выплатил выходное пособие.
Из-за этого они начали помечать одежные бирки надписью: "Я сделал вещь, которую вы собираетесь купить, но мне за это не заплатили!".
Эта новость пронеслась по интернет пространству, словно голодная лошадь. Так, после долгих раздумий, я решила поделиться с вами размышлениями о давно уже волнующей не только меня проблеме. Всех приветствую в мире FAST FASHION.
К 2017 году, все мы успели заметить, как одежда стремительно становится "однодневкой". На данный момент существует уникальное количество маркетинговых историй о том, как же удовлетворить ваше желание делать покупки и потреблять их с невиданной скоростью. Ирония состоит в том, что чем вы больше покупаете, тем больше вы хотите, а чем больше вы хотите, тем больше тратите.
Таким образом, в прошлом "человек", а ныне "потребитель" становится мишенью распространения вируса под названием "Быстрая мода".
24 апреля 2013 года в городе Савар, Бангладеш, обрушилось здание Рана-Плаза. В нем находилось несколько круглосуточных швейных фабрик. Когда по фасаду Рана-Плаза пошли трещины, был отдан приказ об эвакуации людей, но рабочим фабрик велели оставаться на своих рабочих местах. В результате погибло 1129 человек.
Это событие повлекло за собой огромный ажиотаж в сфере СМИ по отношению к массовому производству. После чего, например, всеми любимая мастерица масс-маркета, шведская компания H&M, наслышав об "О ужасе" работы индустрии, решила исправить ошибку свою и собратьев и придумать множество различных решений на тему "мира во всем мире, прозрачности рабочих мест и справедливой зарплаты для всех." Например, предоставление тех же рабочих мест людям из бедных районов, поддержание должных условий труда и т.д.
Только единственное, отказаться от нынешних объемов производства не получится, это повлечет за собой большие экономические проблемы компании. Так что, простите, увы, H&M уменьшать количество товара-не намерены, а придумывать множество мероприятий по спасению человеческих душ-вполне себе сойдет. Вывод делайте сами.
Или, например, во имя матушки-экологии , тогда же, в 2013 они делают проект по сбору ненужных и старых вещей, с которыми компания расправляется должным образом. Еще запускают эколинии, такие как Conscious и Conscious Exclusive, концепт которых заключается в правильной переработке материалов. В общем, много еще всего, что позволит убедить мир в том, что они ребята-то неплохие и "ну что вам еще нужно". Это противоречивое настроение витает в воздухе пылью, но никто туда лезть не хочет. Что происходит с этикой?
Низкая рабочая сила, высокая скорость, большие объемы производства, таким образом весьма приятная себестоимость, дают возможность масс-маркету получать прибыль даже после продажи товара с 70% скидкой. Очень успешная бизнес-модель, не правда ли? Только какой ценой?
В среднем, за футболку стоимостью 5 евро, работник швейной фабрики получает порядком 13 центов. Продолжительность рабочего дня обычной швеи составляет 16, а то и больше рабочих часов. Вообразите, что ваши 50 штук футболок в шкафу, разложенных по цветам, вам отправили прямиком из мясорубки.
Однако, этот целостный организм перестанет работать в случае, если фабрика решает повысить оплату труда и предоставить должные условия работы. Почему? Все удивительно просто, ведь с понижением скорости (а индустрия быстрой моды производит около 150 миллиардов единиц одежды в год) автоматически дорожает услуга работника, теряются рабочие места. Система рушится, вещи дорожают. Так, вечно циркулирующая проблема тащит за собой весьма печальные последствия.
Так насколько же быстро и часто вам требуется смена образа и какой ценой вы хотите это заполучить?
Для того, чтобы производить дешево, но много, вложения должны быть минимальными, а экономия стоять во главе бизнеса. Таким образом, придумывается огромное количество технологий по переработке сырья. Это, в основном, ну не совсем экологично.
Современные химические материалы практически не разлагаются, а для их производства используется огромное количество химикатов, впоследствии, выхлопов в атмосферу. При выращивании хлопка, например, используют опасные для окружающей среды пестициды, от чего в среднем, на планете, гибнет от 2 до 5 млн человек. Сюда же, хлориды, которые используют при отбеливании оного. По данным Greenpeace в Китае 320 млн человек не имеют доступа к чистой питьевой воде. Всему виной красители, загрязняющие реки и озера. По данным Агентства по охране окружающей среды, за год 84% ненужной одежды в США, например, оказывается либо на свалке, либо на мусоросжигательном заводе. По оценкам организации, утилизация всех этих изделий создаёт такой же объём вредных выбросов, как 7,3 млн автомобилей.
Впрочем, безусловно, этот вопрос не первый в списке мировых, всего-лишь второй :)
Мне вот до сих пор не ясно, состоит ли проблема в потреблении или внедрении?
Есть ощущение, что эту машину запустили обе стороны одновременно. Хотя, вопрос весьма неоднозначный. Поглядите-ка, с приростом производства на рынке, покупателя переполняет радость за себя любимого стать как можно более модным, сменять одежку каждый день, при этом с каждым днем возможности все растут и растут. А выбора становится все больше и больше. Таким образом, вот эта белая лавина покрывает твою голову вуалью и надевает розовенькие, леопардовые очки от H&M и так весьма тонко показывает, как чудесно, в погоне за дешевыми трендами и количествами, человек превращается в жадное животное. Кстати, еще очень здорово то, с какой легкостью у больших корпораций получается переключать кнопочки в мозгу потребителя. Я все о том общеизвестном факте, когда модник чувствует себя неполноценным, если не пошел на открытие флагмана Zara, а еще хуже вышел оттуда ни с чем.
Есть еще очень романтичный нонсенс: "На постере она такая крутая в этом платье. Ну мне, конечно, лучше бы джинсы купить, так как между ног у моих ну явные проблемы. Но, черт возьми, могу же я себя побаловать, в конце-то концов. Тем более вот на постере не джинсы, а платье. Значит это круче. Ну и что, что сейчас зима, но модель же в платье и ей не холодно!" Излюбленная тема юных модников. На опыте растущего поколения проверено.
Отныне основой первоклассного гардероба становится не качество, а количество. Потребитель со зверским аппетитом бежит по аллее масс-маркета, в надежде отхватить себе побольше. В общем-то, в среднем во всём мире люди ежегодно покупают на 60% больше вещей, чем 15 лет назад, а старую поношенную или вышедшую из моды одежду выбрасывают (о проблеме вещевых свалок писалось выше). Стоит отметить, что изнашивается она гораздо быстрее.
В прошлом одежда носилась в течение длительного времени. Люди шили и ремонтировали её. Сейчас цены на одежду настолько низкие, что мы начали смотреть на вещи, которые носим, как одноразовые.
Теперь загляните в шкаф своей бабушки, проведите рукой по хранящимся 10-ми лет совершенных нарядов ее молодости, молодости ее мамы. Сколько из них вам бы захотелось утилизировать? Эти вещи не стареют, а новые тренды лишь перерабатывают их очертания. Люди вкладывали душу в каждое изделие, носили ее годами. Сейчас же цены становятся настолько ничтожными, что одежда обесценивается и превращается в ширпотреб по истечении нескольких месяцев.
Так вот, предположим, что быстрая переработка во имя потребления не стояла бы во главе эволюции. Ручная работа считалась бы данностью, а не чем-то сверхъестественным.
Кашемир, высшие сорта хлопка, шелк, шерсть. Все это могло бы стоить гораздо дешевле, если бы не было такого объёма шлака вокруг и за качество производители не заламывали беснословные суммы за работу. Всего-то, чуть больше времени, но разве вы не переживете, если в вашем гардеробе будет 3 отменного качества, невозможной красоты пальто, а не 33?
Не могу понять, каким образом маркетинговое влияние так развратило человека и сожгло его желание чувствовать комфорт и красоту, при этом не нанося ущерб окружающему миру.
Вывода как такового в общем-то не будет. Единственное, что лично я могу предложить-постараться грамотно избавляться от вещей, приобретенных в масс-маркете. Несите в секонды, отдавайте малоимущим, в приюты, куда угодно. В канале даже есть несколько статей по поводу куда и кому нести. Только не выбрасывайте. Все это ваша планета, ваше здоровье и ваша голова с ответственностью.
Это, собственно все, что мы можем сделать, так как потребление пока находится на пике собственного превосходства. Потому просто живите с этой мыслью и смело бегите разбирайте в интернетах остатки колаба H&M & Erdem.
Всем хорошего шопинга и подписывайтесь на канал https://t.me/brainy_fashion