Найти тему

Покупки в интернет-магазинах. Взгляд юриста.

Довольно часто ко мне за юридической консультацией обращаются люди, которых обманул тот или иной интернет магазин. И, как правило, помочь оказывается невозможно.

В этой статье я не буду давать банальны советы вроде "почитать отзывы", "изучить условия" или "сравнить цены". Не буду рекомендовать какие-нибудь сервисы.

Только разумные, логичные и обоснованные советы юриста, которые позволят не стать жертвой мошенников.

Хотите верьте, хотите нет, но подробная инструкция на случай покупок в интернете была написана уже давно во времена, когда интернет-магазинов еще и в помине не было.

Инструкция - это Закон "О защите прав потребителей" 7 февраля 1992 года.

Мы могли бы гордится тем, что в России один из лучших в мире законов о защите прав потребителей. Могли бы гордится, если бы знали этот закон и руководствовались им.

Это не теория. Мои слова - это практика.

Мое заявление про Закон, вероятно, уже отбило интерес к статье, и Вы думаете, что сейчас будет скучная теория с цитированием законов, которая к реальной жизни никакого отношения не имеет. Но это не так.

Интернет торговлю я знаю изнутри. Знаю ее со всех сторон. И в этой статье не будет ни слова пустой теории, только практические советы.

Я иногда приобретаю товары через интернет. Иногда мне приходится представлять интересы потребителей в спорах с интернет-магазинами. К тому же с 2009 года я оказываю юридические услуги по сопровождению деятельности интернет-магазинов. Одним словом, интернет-торговлю знаю изнутри и снаружи.

Дистанционный способ продажи

В Законе о защите прав потребителей есть специальная статья, которой регулируется продажа товаров в интернет-магазинах. Это статья 26.1 Дистанционный способ продажи товара.

Там дана довольно четкая инструкция как для покупателя, так и для продавца.

Если эту инструкцию применять, вероятность стать жертвой интернет-мошенников стремиться к нулю.

Правило первое: информация о продавце.

Все советы по безопасным покупкам в интернет-магазинах советуют почитать отзывы о сайте, продавце. Совет мог бы считаться разумным, но сегодня любая фирма, занимающаяся продвижением сайтов, за весьма умеренную плату напишет сколько-угодно положительных отзывов о заказчике. Отзывы это не надежно.

Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об адресе (месте нахождения) продавца, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя). Эта информация должна быть на сайте, она должна быть доступна. Если такой информации нет, заказывать товар на этом сайте не следует.

Если эта информация на сайте указана, не лишним будет ее проверить. Вполне возможно, что мошенники взяли какое-нибудь громкое имя действующей организации и под ним работают.

На сайте Налоговой службы есть сервис egrul.nalog.ru, который показывает актуальные сведения обо всех организациях и индивидуальных предпринимателях России, которые действуют, не действуют, ликвидированы.

Если сведения о продавце с сайта совпадают с выпиской из сервиса налоговой службы, идем дальше. В противном случае, можете быть уверены, что это мошенники.

Правило второе: информация о товаре.

До заключения договора потребителю должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара, о месте изготовления товара, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Информация о товаре должна быть очень подробной. Скудное описание товара на сайте интернет-магазина не просто настораживает, это повод закрыть сайт и больше не заходить на него.

Настоящий правильный интернет-магазин даже для каких-нибудь простых белых трусов напишет описание размером на лист А4 мелким шрифтом. Не потому что ему так хочется, а потому что так надо. Но об этом позже.

Правильному продавцу крайне важно отправить покупателю именно тот товар, который заказал покупатель. В ход идут артикулы, подробные описания, уточняющие вопросы, схемы, таблицы и т.д.

Правило третье: информация о доставке и возврате товара.

Продавец не может ущемлять права потребителя. Если в законе установлен определенный порядок возврата товара (а он установлен ч. 4 ст. 26.1), то на сайте продавца не может быть условий, которые были бы хуже для потребителя. Лучше можно. Хуже нельзя.

Впрочем, если продавец не расписывает подробно и наглядно на своем сайте информацию о порядке и сроках возврата товара, это не повод ему не доверять.

Такую информацию, а также очень подробную информацию о товаре (предусмотренную статьей 10 Закона о защите прав потребителей) продавец должен предоставить потребителю в момент доставки товара. Поэтому правильный продавец вложит инструкцию в посылку или бандероль.

Иногда доходит до абсурда.

Мы (интернет-магазин, который находится у меня на юридическом обслуживании) продавали маленькие симпатичные брелки. К каждому брелку, дабы не нарушать закон, мы должны вкладывать подробную инструкцию. Так инструкция и брелки оказались сопоставимы по размерам и весу.

Правило четвертое: порядок оплаты.

Оплата должна производится продавцу.

Я встречал случаи, когда оплату просят произвести переводом на карту. Это не серьезно. Оплата должна поступать на расчетный счет продавца. Возможны разные способы, в том числе с участием платежных агентов, но в конечном счете деньги поступают на расчетный счет. На карту, оформленную на физическое лицо, интернет кошелек или иным способом, который не позволяет подтвердить факт оплаты, в правильном интернет-магазине оплата так не производится.

Встречал случаи, когда в платежных реквизитах указывался совершенно другой получатель. И это тоже очень сомнительно.

Я уже писал про сервис egrul.nalog.ru. В выписке указываются помимо прочего ИНН и ОГРН продавца. Эти номера являются индивидуальными и уникальными для любого предпринимателя. Могут быть две фирмы с одинаковым названием, с одинаковым адресом, но у каждой будет свой собственный ИНН.

Если ИНН в реквизитах не совпадает с ИНН из выписки, это повод насторожиться.

Оптимальный вариант - оплата при получении. Ну, думаю, тут я ничего нового не открыл.

Правило пятое: персональные данные и сведения о банковской карте.

Официально работающий и соблюдающий Закон интернет-магазин очень аккуратно относится к персональным данным покупателей.

Чтобы не попасть под какой-нибудь штраф или блокировку, продавец не станет запрашивать лишнюю информацию. От греха подальше.

Не будет он спрашивать у Вас и лишние сведения о банковской карте.

Пришел товар. Что дальше?

Если выполнять приведенные правила и советы, в установленный срок Вы получите заказанный товар. И у Вас будет возможность осмотреть его, и если не понравится, вернуть продавцу.

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

С учетом этих особых прав потребителя покупать товары в интернет-магазине получается гораздо удобнее, чем в обычном магазине. Ведь в обычном магазине так просто товар обратно не вернешь, если он надлежащего качества.

Муки выбора

Соблюдение приведенных правил сокращает список интернет-магазинов, в которых можно заказывать товары.

Под описанные критерии подходят компании, которые официально работают в России, и товары, которые официально (иногда не совсем) продаются в России.

На просторах интернета можно найти очень выгодное предложение на каком-нибудь иностранном сайте и купить какой-нибудь товар, который в России официально не продается. Такой товар будет гораздо привлекательнее по своей цене, чем аналогичное предложение российского интернет-магазина.

Будет ли это выгодно? Не всегда.

При покупке в таком интернет-магазине можно забыть о правах, предусмотренных Законом о защите прав потребителей. В случае обмана помощи ждать будет неоткуда, а претензии Вы сможете предъявить только в зеркало. Впрочем иногда этот риск оказывается оправданным.

Решать Вам.