9 ноября 2016 года стало известно имя нового, 45-го президента Соединенных Штатов Америки. За это время Дональд Трамп сделал множество неоднозначных политических шагов, успел разочаровать сторонников и обнадежить противников. И, что немаловажно, избежал импичмента, которым ему грозили чуть ли не с первого дня его пребывания у власти.
С самого начала предвыборной гонки избиратели (да и весь мир) понимали, что Трамп – кандидат необычный, если не сказать загадочный. В своих выступлениях он демонстрировал новую для Америки позицию: соревнование с Клинтон не было противостоянием «левых» и «правых», это была борьба глобалиста и антиглобалиста, в идеологии Трампа – борьба народа с глобалистской элитой.
Избрание Трампа президентом вызвало бурную реакцию американской общественности: почти два месяца, с ноября по декабрь 2016-го года, в городах США проходили протестные демонстрации. Однако и сторонники Трампа не отсиживались в стороне и тоже выходили на улицы. Более того, среди этих сторонников появилось немало представителей движения альтернативных правых, у которых часто случались конфликты с радикальными левыми, так называемыми антифашистами. Сразу несколько городов отказывались подчиняться миграционной политике нового президента. Глядя на все это, эксперты в один голос говорили, что импичмент не за горами. Но, несмотря ни на что, страна не пошатнулась и не развалилась и продолжает развиваться, а Трамп все еще в президентском кресле.
Недоверие экспертов Трампу, тем не менее, не помешало им удивиться, что новый президент так и не смог выполнить свои важные предвыборные обещания, среди которых отмена медицинской страховой программы Obamacare и ограничение потока мигрантов с помощью забора на границе с Мексикой.
9 ноября 2016 года одновременно с президентскими проходили выборы в Конгресс, где республиканцы заняли большинство кресел. Только они не поддержали президента-однопартийца и не позволили ему реализовать свои обещания. Этот удар оказался серьезным: желание Трампа стимулировать экономику, продвигать налоговую реформу упирается в систему здравоохранения времен Обамы, на которую выделяются значительные средства.
Но, несмотря на все палки в колесах своего президентства, Трамп не развалил экономику: в октябре он заявил, что безработица достигла рекордно низких показателей за последнее десятилетие, а ВВП демонстрирует устойчивый экономический рост в пределах 3%. Конечно, во многом это заслуга работы предыдущего руководства, но никакого краха экономики, который так предрекали противники Трампа, не случилось.
Самой большой неожиданностью для многих стало несоответствие реальной внешней политики, проводимой президентом, его предвыборным обещаниям. В своих выступлениях он критиковал Китай и был готов подружиться с Россией, порицал интервенционизм Обамы, но на деле все вышло несколько иначе. Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином (теплая и дружеская) была чуть ли не самой первой встречей с иностранным лидером, а переговоры с Путиным прошли лишь в июле 2017-го, на саммите G20 в Гамбурге. Нет ощущений, что худшее в адрес России со стороны США уже позади. Да и изоляционизм, который приписывали Трампу, не имеет ничего общего с реальным положением дел: президент уже не считает НАТО устаревшей и ненужной организацией, увеличивает контингент США в Афганистане, в Европе проходят нацеленные на сдерживание России учения и размещаются дополнительные подразделения американской армии, США активно участвуют в войне в Сирии. Ну а призывы Трампа к смене власти в Северной Корее слишком уж сильно напоминают риторику его предшественников.
Тем не менее, Трамп все же не популист в чистом виде. Он активно критиковал американский истеблишмент и мог бы на этом закончить «борьбу» с ним. Но оказалось, что он умеет договариваться, и именно этот навык может помочь ему сделать так, чтобы после довыборов в Конгресс в ноябре 2018-го, у него появились там свои люди, которые не будут тормозить президентские инициативы и помогут, наконец, их реализовать. Поэтому главная задача Трампа сегодня – продержаться еще год.
Дать конкретную оценку его действиям и сказать, чего он добился, — сложная задача для экспертов. Никто так и не пришел к единому и внятному выводу о мотивации Трампа участвовать в президентских выборах и о целях, которые он перед собой ставил.