Если бы Чарльз Диккенс был бы писателем-женщиной, то он (или она, конечно же) вместо «Приключений Оливера Твиста» написал бы что-то вроде «Моей нечестивой жизни». По сути тот же сюжет: ребенок на улицах города, живущий в нищете, побирающийся, ищущий еду на мусорках, только вместо улиц Лондона улицы Нью-Йорка, а вместо мальчика Оливера девочка Экси, происходящая из ирландской семьи, сумевшая покончить с бродяжничеством и к тридцати годам несказанно разбогатеть, однако незаконным по тем временам способом — акушерством.
Кэйт Мэннинг. Моя нечестивая жизнь. М.: Фантом Пресс, 2016. Перевод с английского С. Соколовой.
Кейт Мэннинг берет за основу своей книги реальный сюжет. В 19 веке в Нью-Йорке жила некая Энн Троу Ломан (1811 — 1879), известная под именем мадам Рестелл. Она практиковала акушерство, врачевала женщин от всевозможных гинекологических болезней, пропагандировала и продавала контрацептивы, делала аборты. За эту деятельность она сидела в тюрьме около года и ее готовы были приговорить к долгому заключению во второй раз, но не успели — 1 апреля 1879 года Энн покончила с собой. Мэннинг, однако, придумывает свой финал истории. Словом, не стоит привязываться к фактам, «Моя нечестивая жизнь» — это художественный роман, в котором можно встретить исторические реалии и людей того времени, однако многие сцены, диалоги и обстоятельства придуманы автором.
В «Моей нечестивой жизни» детально изображена нищета огромного американского города, в 1860 году под открытым небом Нью-Йорка обитало тридцать пять тысяч детей, одинокие, бездомные, покинутые. Повальная бедность, невозможность содержать лишний рот (семьи насчитывали до 5-6 детей) приводили к тому, что детей подкидывали в церкви, на крыльцо дома доктора или вовсе оставляли где-нибудь в заброшенном парке. Женщины избавлялись от плода и на ранних стадиях — с помощью повитух-коновалов или сами, подвергая свою жизнь смертельной опасности. Аборт для многих был решением проблемы — большим семьям будущего ребенка не прокормить, у любовниц не было иного выхода, были и те, кого изнасиловали, или те, кто мог умереть при родах.
Экси-Энн видит и эту бедность, и ужасы жизни в маленькой комнате на восьмерых, она чувствует ежедневный голод и боль от утраты родных, на ее глазах мать умирает при родах. Впоследствии, став помощником акушерки, она узнает о дичайших случаях из медицинской практики, о том, что врачи-мужчины, эти седовласые, почитаемые обществом профессора ни на что не годны при проблемах женского здоровья, а правильно роды может принять только тот, кто сам испытал это на себе, — женщина.
Это очень феминистический роман, изображающий срез общества, в котором правит мнение мужчин, не сведущих в женских вопросах. Через историю Экси показаны и нежелание мужчин брать на себя ответственность за еще нерожденных детей, что приводит к абортам и смертям или к многочисленной детской бездомности, и ими же порицание этих абортов, и придумывание законов о запрете контрацептивов и о прерывания беременности (аборт делать нельзя, даже если беременность грозит смертью для матери), и доведение многих женщин тем самым до самоубийства. «Моя нечестивая жизнь» изображает законников, полицейских, проповедников, судей глупыми, напыщенными дураками, считающими себя правыми в своем поведении и сведущими в вопросах деторождения, в которых они (и даже доктора того времени) ничего не смыслят. Будет также и несколько примеров женщин, уличенных в глупости, безответственности и скудоумии.
В то же время в книге Мэннинг, кроме идеологической составляющей, можно найти и историю взросления, и любовный роман, и историю настоящей женской дружбы, и даже элементы детектива, а также великосветские приемы, богатые наряды, роскошь интерьеров. Эта история покрыта слухами, сплетнями, враньем репортеров, осуждением пуританским обществом дьяволицы Экси-Энн, акушерки с маленькими пальчиками, через руки которой прошли тысячи женщин, благодарящих ее за участие, сопереживание и решение страшной проблемы, так часто граничащей с выбором между жизнью и смертью.
Важно подчеркнуть тот факт, что Экси никогда не принимает сама решение о прерывании беременности, она дает выбор матери и делает так, как та желает, никогда не осуждая ни одну женщину. Да, она получает за это большие деньги. Но консультации и услуги бедным готова осуществлять бесплатно. Да, ее можно не понимать, завидовать ей, осуждать, ненавидеть, бороться с ней с помощью законов и тюрьмы, но она делает то, что умеет, — спасает одиноких, брошенных, не имеющих права голоса женщин, которым приходится принимать страшное для них решение.
«Моя нечестивая жизнь» — это достаточно важный тематически роман, написанный легким языком и соскальзывающий порой на небольшую сентиментальность в диалогах и сценах любви, в котором, несмотря на изображение эпохи 19 века, можно увидеть даже черты современности.
Если вам понравилась рецензия, подписывайтесь на канал PRO.KNIGI