Только человек с каменным сердцем не возмутится действиями «рейдеров», выселивших из квартиры престарелую пенсионерку. На это и рассчитывают авторы явно заказных статей на одном городских сайтов. «Севастопольцев выселяют из домов под дулами автоматов», «Рейдеры выкинули хозяев из квартиры и угрожают соседям», «Мать в богадельню, дочь в приют – остальные на улицы», - под такими кричащими заголовками публикуется серия материалов о ситуации, сложившейся вокруг дома по адресу: Молодых строителей, 14. Однако журналистское расследование рисует совершенно другую картину событий.
Фальшивая фирма
Эта история началась в 90-е годы, когда по улицам города ходили бритоголовые братки в штанах цвета свекольной ботвы, а многочисленные кидалы и мошенники зарабатывали миллионы буквально из воздуха, прибирая к рукам бывшую социалистическую собственность.
Еще в 1989 году завод «Маяк» (с 1994 года ОАО «Севастопольский Маяк») начал строительство ведомственного дома на выделенном предприятию участке, площадью 17,84 га. по адресу: ул. Молодых строителей, 14. Первую секцию удалось закончить, однако когда встал вопрос о проведении внутренних отделочных работ второй секции, выяснилось, что у предприятия, которое уже тогда находилось на грани банкротства, нет на это средств. Именно тогда на горизонте событий и замаячил силуэт некоего гражданина Сердюкова, директора ЧП «Адажио», который является фигурантом громкой истории с выселением, описанной выше.
Сейчас уже невозможно сказать, привлек ли проворного предпринимателя директор ОКСа «Севастопольского Маяка» Карташев, возжелавший обогатиться на сомнительной схеме, либо Сердюков сам предложил свои услуги. Так или иначе, эти двое нашли друг друга, а в деле появилось загадочное ООО «Прогмато».
С этим ООО от имени «Маяка» в октябре 1997 года был заключен договор, согласно которому оно должно было осуществлять охрану жилого дома по улице Молодых строителей, 14, при этом, на основании этого договора охранная фирма имела право привлекать средства частных лиц для участия в долевом строительстве.
Позже выяснится, что этот договор и сопутствующие ему соглашения были «липой», однако на их основании ООО «Прогмато» начало сбор средств с севастопольцев, желающих приобрести жилье по бросовой цене в новом микрорайоне. Заключив с вкладчиками договора на долевое участие в строительстве, «охранники» обещали выдать участникам ключи от новеньких квартир. Люди несли свои денежки Сердюкову, даже не подозревая, что он не имеет права выступать «продавцом» квадратных метров, в доме, принадлежащем заводу.
Поговаривают, что при этом сам Сердюков сделал все возможное, чтобы замести следы. На всех документах присутствует не его подпись, а подпись и паспортные данные директора ООО «Прогмато» со звучной для уха русского человека фамилией Ломоносов. В дальнейшем в ходе многочисленных уголовных дел, судебных разбирательств и очных ставок всплывут факты, что паспорт жителя села Фронтовое А.Н.Ломоносова, реквизиты которого использовались в документах, к этому моменту был признан утерянным, что ООО «Прогмато» в это время никакой хозяйственной деятельностью не занималось, а его печать и штамп не имели юридической силы, так были объявлены учредителями недействительными. В свою очередь назначенная судом почерковедческая экспертиза докажет, что подпись Ломоносова под документами подделывала гражданка Сердюкова – жена главного героя скандальной истории.
Мертвые срама не имут
О том, как могло так произойти, что на основании поддельных документов, Сердюков сделал попытку отчуждения имущества завода, мог бы, наверное, рассказать экс-начальник ОКСа Карташев. Но в ходе судебных разбирательств он скоропостижно скончался, успев правда заявить в ходе очной ставки, что в первый раз видит Ломоносова, с которым якобы подписывал договоры.
Это событие не позволило пролить свет на еще один вопрос: откуда взялся акт рабочей комиссии от октября 1998 года о приемке в эксплуатацию второй секции дома по адресу Молодых строителей, 14 от «генерального подрядчика» ООО «Прогмато»? Акт, на котором вместе с подписью покойного стоит подпись лжеЛомоносова, а на самом деле жены Сердюкова и липовая печать, акт составленный путем подделки другого документа от 21.10.1997 где были подчищены записи ПКФ «Орбита», а вместо них внесены реквизиты ООО «Прогмато». Ответов на эти вопросы нет, поскольку уголовное дело о хищении государственного или коллективного имущества в особо крупных размерах было закрыто 27 декабря 2002 года в связи со смертью Карташова. Мертвые, как говорится, сраму не имут. Зато у живых возникло множество проблем.
Аппетит приходит во время еды
Если бы у Сердюкова по образцу средневековых баронов был свой герб, он вполне мог написать на нем эту фразу в качестве своего девиза. Мало того, что предприниматель собрал деньги с дольщиков, «продав» им квартиры, распоряжаться которыми не имел права, он решил «нагнуть» и застройщика – «Севастопольский Маяк».
В 2000 году завод обанкротился. Началось длительная процедура банкротства, включая предъявление долговых требований, оценку и продажу активов. Сердюков заявил, что предприятие должно ему немаленькую сумму денег в размере 230 569 гривен. Для подтверждения своих «прав» он принес в суд целый ворох документов, подписанных с одной стороны покойным Карташевым, а с другой ничего не подозревавшим Ломоносовым, подпись которого в очередной раз подделала жена Сердюкова. Согласно одному из них, ЧП «Адажио», владельцем которого является наш герой, выступало в качестве правопреемника ООО «Прогмато» в деле завершения строительства дома на Молодых строителей, 14.
Судебное разбирательство вышло скандальным. Подтвердились факты превышения Карташевым своих полномочий, подделки документов, подписей и печатей и еще много чего, что вполне могло бы дать основания для возбуждения уголовного дела и отправки в места не столь отдаленные лиц, причастных к этой мутной схеме. Сначала Севастопольский хозяйственный суд, затем Апелляционный городской суд своими решениями от 23 января 2002 года и 15 апреля 2002 года признали требования Сердюкова незаконными, поскольку тот не представил доказательств того, что ЧП «Адажио» вкладывало средства и ресурсы в строительство. Его требования в реестр кредиторов включены не были.
Но наш герой на этом не успокоился. Он передал права на мифический долг сначала на ООО «Висс», затем на ООО «Крымский картон», потом на ООО «Геопромэкология». Владельцем всех этих компаний был сам Сердюков. Каждый раз от новой компании он подавал в суд, требуя компенсации квадратными метрами, и каждый раз суд отвергал его требования. Последнее решение было принято совсем недавно – 6 июня 2016 года, когда 21 арбитражный апелляционный суд Севастополя оставил без рассмотрения апелляционную жалобу «Геопромэкологии» к ОАО «Севастопольский Маяк».
Обманутые дольщики
Но больше всего не повезло дольщикам, то есть тем людям, кто относил свои кровно заработанные деньги в фиктивное ООО «Прогмато», то есть, по сути, Сердюковым, получая в обмен какие-то непонятные справки и квитанции, на которых стояла недействительная печать.
Каково же было удивление севастопольцев, заплативших деньги и уже вселившихся в квартиры на улице Молодых строителей, 14, что жилье им не принадлежит, а дом не может быть законным способом введен в эксплуатацию из-за продолжающейся много лет судебной тяжбы!
Но Сердюков, «оформивший» по тем же подложным документам и договорам в злосчастном доме 5-комнатную квартиру, площадью 150 квадратных метров, на свою мать пенсионерку Чернышову, успокоил соседей. Он предложил им взять на себя защиту их интересов в качестве их представителя и управдома.
Так жильцы оказались заложниками человека, который фактически обманул их. Сердюков действительно развернул активную деятельность, бомбардируя многочисленными жалобами правоохранителей, правительство города и суды, организуя митинги и пикеты, привлекая журналистов и «общественность» в лице казачков скандально известного «атамана» Мареты. Главная его цель заключалась в том, чтобы напугать власти возможным социальным конфликтом и тем самым, во-первых, выйти самому сухим из воды, а во-вторых, легализовать приобретенную «непосильным трудом» пятикомнатную «хатынку».
«На законных основаниях»
Тем временем в деле «Молодых строителей» появилась еще одна пострадавшая сторона. Процесс по банкротству «Маяка» продолжался. И поскольку суды не признали требований ООО «Прогмато», ЧП «Адажио» и других фирм, за которыми стоял Сердюков, 6 из 13 квартир в спорной части дома были проданы с аукциона, остальные 7 переданы городу. Люди, купившие эти квартиры на законных основаниях через аукцион, и заплатившие за это деньги вскоре выяснили, что не могут вселиться в них, так как там уже проживают «дольщики», отдавшие деньги Сердюкову. Категорически не хотел выселяться из 150-метровой квартиры и сам Сердюков со своей женой, прикрываясь матерью-пенсионеркой Чернышевой.
Вновь потянулись суды, написанные ангажированные статьи, жалобы в разные инстанции. В конце концов, окончательное решение по «делу Сердюкова» было принято.
В начале октября судебные исполнители и наряд полиции, руководствуюсь судебным решением и на законных основаниях осуществили выселение семьи Сердюковых из незаконно занимаемой ими квартиры. Их мебель и прочее имущество были отправлены по адресу, указанному бизнесменом, который вскоре сам добровольно покинул квартиру. В Правительстве обещают, что интересы простых людей, ставших жертвами аферы, не пострадают и для всех сторон будет найден приемлемый вариант. Однако есть основания предполагать, что Сердюков продолжит мешать реализации такого сценария. Ведь он далеко не простой человек, и в его биографии это не первая скандальная история…
Иван Срокин
Подписывайтесь на наш Яндекс ZEN-канал или следите за новостями на сайте «ИНФОРМЕР». Мы в социальных сетях:
ВКОНТАКТЕ | FACEBOOK | TWITTER | TELEGRAM | ОДНОКЛАССНИКИ