С начала 1920-х по середину 1930-х годов большевистская верхушка и так называемая школа историков М.Н. Покровского охаивала без разбора всю историю России. Сам Покровский умер в 1932 году, а большая часть его школы крепко села и сейчас реабилитирована, как ЖПР (жертвы политических репрессий).
Первый же акт примирения советской власти и российской истории состоялся в 1938 году с выходом фильма Сергей Эйзенштейна «Александр Невский». Фильм имел фантастический успех! По Москве ходил анекдот: Мальчик, выходя из кинозала, спрашивает: «Пап, а кто еще из русских царей, кроме Александра Невского, был за советскую власть?»
После выхода фильмов «Петр Первый», «Иван Грозный», «Минин и Пожарский» выяснилось, что за советскую власть был не только Александр Невский. Обратим внимание, что все цари и князья в фильмах показаны нашими современниками и притом идеологически грамотными. Об их феодальных замашках и о том, что они не соблюдали «прав человека», в фильмах практически не говорилось.
Возьмем заключительную сцену фильма «Минин и Пожарский». Кузьма выступает перед народом на Красной площади: «Тут, в Москве, мы ляхам хвост отрубили. А там [широкий жест на запад] всю шкуру снимем». Фильм вышел в прокат 3 ноября 1939 года, и на утро после просмотра граждане могли в «Правде» прочитать конкретику, как с ляхов спускают шкуру.
Сейчас монархисты и либералы утверждают, что де Сталин в войну осознал вину перед церковью и «исправился». А на деле, просто церковь пошла навстречу государству, а государство — навстречу церкви. Если в 1919 году попы крестным ходом и колокольным звоном встречали деникинцев, то через 20 лет в Западной Белоруссии православные священники встречали колокольным звоном танковые колонны с красными звездами на броне.
В начале 1943 года правительства США и Англии разработали план вторжения союзных войск в Италию и далее на Балканы с целью создания антисоветской Балкано-Дунайской федерации.
Идею Черчилля о Балкано-Дунайской федерации папа Пий XII принял с воодушевлением. По мнению папы, католическая церковь должна была доминировать в управлении этой федерацией.
Любопытно, что, хотя Италия и Англия с июня 1940 года находились в состоянии войны, а в Ватикане по-прежнему оставался британский посол при Святом престоле. И это был не заурядный чиновник МИДа, а сэр Френсис д’Арси Осборн герцог Лидский. Пий XII регулярно давал аудиенции Осборну, и после наиболее важных бесед посол летал в Лондон для доклада Черчиллю.
Есть сведения о том, что Ватикан параллельно зондировал вопрос о Федерации с германскими дипломатами и представителями «СС». Судя по всему, генералы Вермахта и руководство «СС» не спешили обсуждать вопрос о федерации с фюрером. Федерацию планировали создать без него.
Замечу, что переговоры о выходе Италии из войны Лондон и Вашингтон вели не только с Ватиканом, но и с окружением короля, итальянским генералитетом и даже с мафией, используя для контактов ее филиалы в США.
Неограниченный правитель Венгрии регент Миклош Хорти уже в конце 1942 года вступил в переговоры с Англией и США о выходе из войны.
Любопытно, что при этом «первый залп» по Ватикану сделало руководство РПЦ. В начале 1944 года в «Журнале Московской патриархии» вышла антикатолическая публикация самого патриарха Сергия.Статья под названием «Есть ли у Христа наместник в Церкви» была замечена на Западе и вызвала резонанс в церковных и политических кругах. В своей статье патриарх Сергий утверждал, что сама идея о каком-либо наместничестве в Церкви немыслима и отчасти кощунственна.
6 февраля 1945 года на Поместном соборе было подвергнуто резкой критике предложение Пия XII о «мягком» мире для Германии. В 1944—1945 годах РПЦ провела важные переговоры с руководством Православных Церквей предполагаемой Балкано-Дунайской федерации, особенно с Сербской, Румынской и Болгарской. В конце 1944 года руководство РПЦ выступило за создание «системы православного единства», которое выражалось в тесном сотрудничестве Поместных Православных Церквей.
Июль 1947 года. Банды поляков терроризируют Западную Беларусь. И вот на заседании ЦК КБ(б) Белоруссии секретарь Н. Нусаров заявил: «Целесообразно через Совет по делам православной церкви рекомендовать Патриарху и Синоду православной церкви послать в западные области БССР, особенно в районы с большим преобладанием католиков, хорошо подготовленных православных священников, которые сумели бы поколебать фанатизм католика.
В отдельных районах пойти на открытие православный церквей, особенно там, где церкви были закрыты поляками и переделаны в костелы…
Целесообразно также разрешить открыть в Гродно (одном из крупных центров католицизма) духовную православную семинарию...
В свете изложенных фактов, наряду с яркой реакционностью школьников — детей поляков, интересно сопоставить отношение к школьной общественности в той же Чернавчицкой школе со стороны таких же учеников, но детей православных родителей. Так, дочь чернавчицкого священника, ученица 8 класса, является не только рядовой комсомолкой, но за отличное отношение ее к комсомольским обязанностям выделена пионервожатой и весьма добросовестно и успешно справляется с этими обязанностями. Младший брат ее, ученик 4 класса, тоже является хорошим общественником и активным пионером».
Итак, примирение советской власти с российским самодержавием и православной церковью состоялось в 1938—1945 годах. Причем, это было сделано во благо и в интересах государства Российского. А теперь либералы и часть духовенства пытаются под соусом примирения заставить капитулировать патриотически настроенную часть общества во вред и в целях распада Российской Федерации.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства СЗК