Руководство военно-морского флота России обратило внимание на экранопланы, строительство которых возобновили в РФ совсем недавно. В частности, ВМФ РФ заинтересовалось воздушно-морским судном для проведения поисково-спасательных, грузовых и иных работ в Арктике.
На данный момент известно, что военно-морской флот заказал тяжелый 600-тонный экраноплан. Проектирование и разработку проведет легендарное Конструкторское Бюро имени Ростислава Алексеева. Экраноплан должен поступить на службу в 2025 году.
Согласно имеющейся в СМИ информации, «летающий корабль» будет иметь массу 600 тонн, размах крыла в 71 метр и длину — 93 метра. Рабочее название проекта - «Спасатель». Инженеры пояснили, что столь внушительные габариты и вес судна нужны из-за специфики работы аппарата в открытом море. Экраноплан должен выдерживать значительное (бурное) волнение моря в 5-6 баллов.
По предварительным данным, «Спасатель» будет способен преодолевать дистанцию в несколько тысяч километров. Кроме того, «летающий корабль» будет обладать возможностью приземления не только на воду, но и на ровную поверхность, так как экраноплан оснастят колесным шасси, а инженеры переделают форму крыла. Испытания планируют провести в 2022-2023 году, а на вооружение ВМФ РФ машину поставят в 2025.
Есть основания полагать, что новый экраноплан «Спасатель» - это не современная разработка, а расконсервированный проект СССР. Напомним, КБ Р.Е. Алексеева разрабатывало ударные морские боевые единицы в 70-х годах прошлого столетия. В результате работы инженеров был утвержден проект 903 «Лунь». В итоге предприятие завершило работу и построило в 1986 году один экраноплан «Лунь», а второй «летающий корабль» с названием «Спасатель» был только заложен для строительства.
Второй экраноплан также задумывался как ударный, ракетный «корабль», однако из-за недостаточности финансирования проект был закрыт. Инженеры пытались всеми силами спасти свое детище и предлагали исполнить «Спасатель» в виде поисково-спасательного воздушно-морского судна. Были идеи превратить экраноплан в огромный летающий госпиталь. Однако в конце 80-х годов работы над проектом все равно были остановлены.
Сегодня реализовать такой экраноплан значительно легче. Во-первых, потому что появилась политическая воля руководства на возрождение строительства уникальной техники. Во-вторых, в бюджете появились средства и в-третьих — промышленность шагнула далеко вперед и теперь «на вооружении» России есть новые технологии.
Примечательно, что военные эксперты считают новый экраноплан не только хорошим грузовым судном, но и перспективной боевой единицей. Так, эксперт Центра Стратегической Конъюнктуры Олег Пономаренко заявил в интервью ФАН, что «Спасатель» может стать мощным, универсальным ракетоносцем с широким спектром боевых модулей. В таком случае, возрожденный «Лунь» станет эффективной ударной машиной на морских театрах военных действий.
Некоторые специалисты предполагают, что «Спасатель» оснастят новейшими ракетными комплексами - например, на борт установят «Калибр» или «Циркон». Однако эта информация не имеет официального подтверждения.
Напомним, что в России реанимировали специфическую отрасль по созданию экранопланов и на данный момент ведется разработка сразу нескольких перспективных проектов. Помимо «Спасателя» в РФ построят пассажирские экранопланы «Чайка-2» и «Чайка-3», а российско-индийское партнерство компаний RDC Aqualines Company и M.O.H. Group приведет к созданию нового скоростного экраноплана на базе ЭП-15 и СПК А-902.