Клепики. Уютный город-малыш, спрятавшийся в самом центре Мещерского леса. Он настолько невелик, что уступает по населению даже соседнему поселку Тума, который находится в его административном подчинении. И вот одним дождливым воскресным днем команда YA62.ru отправилась в двенадцатую и заключительную поездку серии «ИнспекциYA62».
Убитый подъезд
Поскольку Клепики – город уже многие годы как безжелезнодорожный, то своих гостей он встречает автовокзалом с абсолютно убитым подъездом к нему. «Дорогу», ведущую к вокзалу, словами не описать, просто смотрите на фотографии:
Как здесь люди живут?
По словам местных жителей, убитая дорога к автовокзалу в Клепиках – явление не последнего года. Такая ситуация возле станции продолжается уже не первое десятилетие. И только в этом году, по словам представителя власти замглавы Клепиковского района Сергея Шишова, начались сдвиги в положительную сторону.
– Дорога эта бесхозная, – объяснил чиновник. – В этом году провели ее инвентаризацию и оформили в собственность муниципалитета. Чтобы выделять на ее ремонт деньги из бюджета, дорога должна состоять на кадастровом учете. Ремонт этого участка планируется провести в 2018 году.
Выходит, что потерпеть это безобразие жителям и гостям Клепиков осталось совсем недолго.
Уничтоженная узкоколейка
Здесь же рядом с вокзалом можно найти и жалкие остатки деревянного железнодорожного моста через Пру и станции узкоколейной железной дороги. Когда-то узкоколейка, соединявшая Рязань и Владимир, была оживленной магистралью. Решение построить ее именно через Клепики в свое время дало толчок к развитию села и превращению его в город.
Однако во второй половине XX века узкоколейка начала приходить в упадок, а в 2003 году сгорел клепиковский мост через Пру, и пути в Клепиках были разобраны. Сейчас на месте бывшего железнодорожного вокзала пустырь с заросшим фундаментом посредине. Как рассказали местные жители, на месте станции планировали построить некое развлекательное заведение, но в итоге стройка зачахла.
Следы мещерской узкоколейки удалось заметить в Клепиках не только у автовокзала. Например, остатки шпал и узкоколеечной насыпи хорошо видны, если идти по улице Интернациональной в сторону поселка Бойня.
Сейчас, уже после смерти мещерской магистрали можно только догадываться, какой эффект могла она оказать на Спас-Клепики, если бы не была уничтожена, а превратилась в туристический объект.
Центр города
Если вы идете от автовокзала в центр Клепиков, вы не пройдете мимо белоснежного бюста юного Сергея Есенина, который встретит вас на входе в городской парк. А вот сам парк вас вряд ли порадует. Хотя в нем практически нет мусора и стоят урны с лавочками, но во всем этом чувствуется какая-то депрессивная брошенность и запущенность. А может быть, всему виной промозглая осенняя погода, которая навевает такие мысли.
Недалеко от парка находится одна из главных достопримечательностей Клепиков – чехословацкий истребитель Л-29. Своим носом он «указывает» на клепиковский туристский информационный центр (да-да, есть здесь и такое учреждение) и арт-объект «Я люблю Клепики». Таковых в городе, кстати, два. Еще одно пластиковое «признание в любви» стоит на выезде из города на улице Московской.
В целом, в «центральном городском прямоугольнике», который образуют улицы Просвещения, Свободы, Есенина и Советская, сохранилось приличное количество явно дореволюционных зданий. Так что здесь есть что посмотреть.
Как здесь люди живут?
По словам местных жителей, когда-то в центре Клепиков располагалось аж четыре парка. Все они были благоустроены, оснащены беседками, украшены малыми архитектурными формами. Прошли годы и парков осталось всего три, а скульптур и вовсе одна. Сейчас в них можно встретить разбитые лавочки, вырванные с корнем урны и, конечно же, следы животных, классифицируемых в учебниках как «человек разумный».
– В городе присутствует вандализм, но мы с ним боремся, как можем, – отмечает Сергей Шишов. – Молодежь урны мнет, сжигает, срывает, но мы все равно ставим новые.
Еще у жителей Клепиков большие проблемы с прямым попаданием мусора в урны. Довольно странно видеть, как возле контейнера валяются фантики.
Впрочем, по словам чиновника, уборка мусора в Клепиках налажена хорошо. Вывозят его ежедневно, а по городу уборку проводят семь дворников.
Стоит отметить, что существующие парки закреплены за местными учебными заведениями и уборку в них проводят школьники и учащиеся. Власти тоже помогают: меняют ограждения, сломанные урны и лавочки.
Уют и улочки
Если же сойти с «прямоугольника» на побочные улочки и углубиться в них, там можно найти настоящие Клепики – сонные, деревянные, одноэтажные, наполненные лужами и очень уютные. Скорее всего, такими они и останутся еще долгие десятилетия. Ведь этому уюту не угрожают ни алчные рязанские застройщики с их командами поджигателей, ни чиновники-взяточники, ни толстосумы – любители четырехэтажных особняков. Сами подумайте, кто будет застраивать многоэтажками или коттеджами этот сонный городок? Кому это выгодно? Скорее всего, никому. А значит, «музей под открытым небом» будет жить. И это радует.
А еще в одноэтажных Клепиках, похоже, считается дурным тоном, если на окнах твоего дома нет витиевато-резных наличников. Здесь даже на обитые сайдингом безликие дома цепляют «резьбу».
Лужеград-на-Болоте
Спас-Клепики находятся в болотистой местности. Болота тут до сих пор не осушены и продолжают действовать даже в черте города. Одно из них протянулось вдоль улицы Комсомольской. Тут же, практически по болоту, проложена пешеходная дорожка. Это, пожалуй, самое неприятное место в городе. Помимо самих уродливых зарослей здесь, как видно, очень много мусорят и годами не убирают. Банки, бутылки, пакеты, разбросанные ровным слоем вдоль асфальтированной тропы, производят удручающее впечатление. И, похоже, никому до этого нет дела.
Уж из-за болот ли или из-за местной власти, но клепиковская земля воду отторгает. Поэтому город весь наполнен лужами. Таких водоемов, как в Клепиках, команда YA62.ru не встречала ни в одном городе Рязанской области. Лужи здесь абсолютно везде – в частном секторе, на центральных улицах, детских площадках, тротуарах, стоянках. Многие из них такой площади и глубины, что впору подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса.
Ну а асфальт… Асфальт в Клепиках встречается эпизодически, а ровный асфальт – вообще в паре мест по всему городу.
«Высотки» на Московской
Клепики – город малоэтажной застройки. Два этажа для центральной части города – это высший предел. Даже многоквартирные дома здесь в большинстве своем двухэтажные.
Единственным исключением является городской микрорайон, распложенный на правом берегу реки Совки на улице Московской. Там царствуют пятиэтажки.
Здесь же располагается самая большая в городе детская площадка с крутой (во всех смыслах) горкой, на которую зимой наверняка совершают паломничество детишки со всех Клепиков. Правда, прямо посреди площадки… Но вы уже догадались. Громадная лужа! А может быть, это просто открытый бассейн спорткомплекса «Динамо»… По размерам и глубине как раз похоже.
Как здесь люди живут?
Клуб бокса «Динамо» появился в Клепиках совсем недавно. И есть вероятность, что именно из-за его строительства теперь во дворе многоэтажных домов стоит непроходимая лужа. Там и так-то сухо никогда не было, а теперь, из-за давления на грунт, и вовсе вода не уходит.
С другой стороны, у детей появилась прекрасная спортивная школа, в которой можно заниматься боксом и борьбой.
Как здесь люди живут?
В целом, со спортивной жизнью и вовлеченностью людей разного поколения в здоровый образ жизни в Клепиках все в порядке. Столько спортивно занятых горожан «ИнспекциYA62» не видела, пожалуй, ни в одном другом городе. А все дело в том, что у Клепиков испокон веков есть заклятый друг – Тума, поселок, с которым городок конкурирует буквально во всем. В том числе и в спортивных успехах и достижениях.
Власти Клепиков продолжают добиваться строительства ФОКа и надеются, что в ближайшее время проект будет осуществлен.
С приходом нового главы города в Клепиках началось развитие туризма. Часть бывшего здания кинотеатра была отдана под туристский центр. По мнению местных жителей, здесь и так с туристами проблем нет. Но, к сожалению, существующий поток не приносит дохода в бюджет.
По мнению представителей местной власти, Клепики неплохо могли бы заработать на байдарочниках – за год их сплавляется через город порядка 20 тысяч человек. Однако после слияния парка «Мещера» с Владимирским национальным парком весь доход от байдарочников уходит в соседний регион. А это, по самым скромным подсчетам, не менее 300 тыс. рублей.
ЦРБ
Центральная районная больница в Клепиках расположена на улице Бебеля среди одноэтажных домиков, поэтому комплекс заметен издалека. Кстати, некоторые здания ЦРБ явно относятся к исторической застройке и выглядят внушительно. Проникнуть внутрь больницы, увы, не получилось. А территория ничем особенным не порадовала. Совсем заброшенной ее не назовешь, как и благоустроенной. Собственно, эта характеристика подходит и ко всему городу Спас-Клепики.
Как здесь люди живут?
Странно, но о местной ЦРБ негативных отзывов журналистам не поступало. Как говорят представители власти – обычная больница, и проблемы в ней обычные, как во всей России.
– Мы не лучше и не хуже других, – дает характеристику Сергей Шишов. И тут же добавляет: – Главврач у нас хороший, держит в больнице порядок. Да и врачей хватает.
Однако, по словам местных жителей, как раз с врачами в Клепиках большая проблема. Вернее, с их количеством.
– Есть у нас замечательный доктор Алексей Малахов, – рассказывают местные. – День и ночь в больнице дежурит. Только вы про него не пишите, а то вдруг его у нас уведут.
Вот только, судя по количеству пациентов, одного такого доктора Малахова Клепикам катастрофически не хватает. Очереди к хирургу собираются бесконечные, и часто всех желающих врач не успевает принять за день.
Зато, отмечают местные, в больнице чисто и питание неплохое.
Есенин и заброшенная школа
Как уже было сказано выше, история Клепиков связана с именем Есенина. Земская школа, в которой он учился в начале XX века, прекрасно отреставрирована, а территория вокруг нее облагорожена. В здании сейчас действует музей поэта.
А вот по соседству с музеем располагается большое и заброшенное здание бывшей клепиковской школы №2. По словам местных жителей, закрыли школу в 2012 году и вот уже пять лет не знают, что делать с ее зданием.
Сказать, что эта постройка уродует облик музея Есенина – означает не сказать ничего. А властям города уже давно пора собраться с мыслями и решить эту проблему.
Как здесь люди живут?
Одной из реальных проблем Клепиков стала школа, когда она осталась одна. Когда по всей стране начали закрывать учебные заведения в рамках оптимизации, город тоже попал под «каток». И ведь не сказать, что вторая школа была лишней. Просто расстояние между ними не соответствовало законодательству. Так в Клепиках осталась одна школа, в которой катастрофически, как говорят местные жители, не хватает места детям.
– Вроде бы в этом году добились расширения школы, – рассказала жительница Клепиков Елена Политова. – В следующем идею будут реализовывать. К школе сделают пристройку, чтобы разгрузить основное помещение. Плотность детей в учебном заведении очень высокая.
Что же касается той самой школы №2, которая находится возле Музея Есенина, то обсуждался вопрос об открытии в ней краеведческого музея. С одной стороны, идея неплохая: где еще находиться музею истории, как не рядом со школой Есенина? С другой стороны – бывшая школа слишком большая, и музею не нужно столько помещений. Но если его открывать, то реставрировать придется здание целиком. Естественно, дальнейшее решение упирается в бюджет. И, скорее всего, школу ждет судьба превратиться в руины.
Уехать невозможно
В Клепиках с командой YA62.ru произошло то, чего мы после 11 беспроблемных поездок по рязанским городам совершенно не ждали, – мы не смогли уехать в Рязань на автобусе. Сразу по приезде в Клепики мы попытались взять билеты обратно, но в кассе нас огорчили, сказав, что предварительную продажу они не осуществляют. «Ничего страшного, – подумали мы. – Купим вечером, когда придем на вокзал».
Но не тут-то было. В здании автовокзала мы обнаружили внушительную очередь в кассу и полное отсутствие билетов на Рязань. Так что впервые за время нашей инспекции нам пришлось ехать обратно на такси.
Как здесь люди живут?
Отметим, что с общественным транспортом, какую бы форму он ни имел, в Клепиках настоящая беда. И если говорить о внутригородских перевозках, то местные жители жалуются на такси. Машины не принадлежат никакой организации, а таксисты – просто, что называется, «бомбилы», которые сами диктуют правила своим клиентам.
Цена от точки до точки в центре города колеблется от 50 до 60 рублей. Но есть в Клепиках и отдаленные районы.
– Меня уже все таксисты в лицо знают, – рассказала местная жительница, пожелавшая остаться анонимной. – Подходишь к ним, говоришь, что нужно в Лосево (район города. – Прим. ред.), так они могут прямо перед носом стекло закрыть, ничего не объясняя. К нам они ездить не хотят, потому что дорога плохая. Стоишь, уговариваешь довезти хотя бы до середины улицы, где дорога еще более-менее. А могут взять заказ, довезти до середины дороги и высадить там. При этом деньги возьмут как будто до дома довезли – 150 рублей.
По словам местных жителей, ведут себя водители такси зачастую хамски, но ездить с ними приходится, потому что иного выхода у клепиковчан нет. Горожане отмечают, что всего за несколько лет все таксисты сменили свои машины на новые, зарабатывая подобным извозом. И довольно странно, что частную деятельность клепиковских «бомбил» до сих пор не взяла под контроль администрация города, чтобы обезопасить горожан от незаконных действий водителей. Ведь, в случае чего, обманутым и оскорбленным людям даже некуда пожаловаться на местных «извозчиков».
Что же касается междугородних перевозок, в частности по маршруту Клепики — Рязань, то проблема эта возникла не вчера, и даже не в прошлом году. Уже много лет, чтобы уехать из Клепиков в выходной день, людям приходится покупать билеты за две-три недели до поездки. Поэтому, если вы просто турист, не знающий тонкости транспортного колорита, у вас есть все шансы заночевать в Клепиках до утра. Кстати, автостанция закрывается в 18:00.
Почему так получилось? Когда-то в Клепиках был свой автобусный парк, но он, как и многое после Страны Советов, разорился и перестал существовать. Теперь транзитные перевозки через город осуществляет тумский автопарк, который современным назвать тоже нельзя. Там банально не хватает автобусов, чтобы пустить дополнительный рейс по маршруту Клепики – Рязань – Клепики.
– Как-то один год пустили автобус для жителей Клепиков, – вспоминают местные. – Мы тогда вздохнули свободно. Но он быстро пришел в негодность, и все вернулось на круги своя.
Учитывая, что транспортный коллапс в Клепиках существует не первый год, непонятным остается бездействие местных властей. Скорее всего, вопрос решается довольно просто – покупкой одного-единственного собственного автобуса. А может быть, достаточно договориться с рязанским автопарком, чтобы транспорт был выделен оттуда? Потому что вся ситуация выглядит довольно парадоксально: при огромном спросе на автобус у местного населения полностью отсутствует предложение.
Оценка Спас-Клепиков
Благоустройство
чистота — 4,67 балла;
дороги — 3 балла;
обустроенность (лавочки, остановки, тротуары, урны и т. п.) — 4,33 балла.
Итог по благоустройству: 12 баллов.
Транспорт (городской транспорт плюс состояние автовокзала) — 1,67 балла.
ЦРБ — 5,67 балла.
Туристическая привлекательность (туристический потенциал и его реализация) — 4,67 балла.
Открытость власти — 9 баллов.
YA62-индекс Спас-Клепиков равен 33,01 балла.
Итоговый рейтинг городов Рязанской области
1. Новомичуринск — 53,33 балла.
2. Шилово – 52 балла.
3. Рыбное — 47,33 балла.
4. Сасово — 38,67 балла.
5. Кораблино – 38,34 балла.
6. Шацк — 37,34 балла.
7. Скопин — 34,66 балла.
8. Касимов — 33,34 балла.
9. Спас-Клепики — 33,01 балла.
10. Спасск-Рязанский – 33 балла.
11. Михайлов – 29,04 балла.
12. Ряжск — 19,33 балла.
Проект «ИнспекциYA62» завершен. В ближайшее время на YA62.ru будет опубликован итоговый материал по всем 12 поездкам инспекции.
Факты о Спас-Клепиках
Дата основания: XVI век.
Численность населения: 5 411 человек.
Глава администрации: Николай Крейтин.
Расстояние до Рязани: 67 км.
Цена билета на автобус до Рязани: 181 рубль.
Цена проезда в городском транспорте: общественный транспорт в городе отсутствует.
Фоторепортаж доступен по ссылке.
Текст: Александр Мойсеюк, Дарья Копосова
Фото: Мария Илларионова, Александр Мойсеюк