Найти тему
PRORAZVOD

Анатомия абьюза. "Мой король"

Осторожно — спойлеры и триггеры!

Французский фильм «Мой король» — с Венсаном Касселем — отличная и жизненная экранизация истории отношений с партнёром-мучителем и мучительного восстановления после них.

Фильм начинается с неудачной попытки самоубийства главной героини — и это очень важный момент: хотя каждый из нас знает, что отношения могут разрушать и даже убивать, но мало кто верит, что это когда-либо коснётся именно его.

Большинство думает «Это не про нас»

Вторая сюжетная линия в течение всего фильма — реабилитация главной героини (после физической травмы) после попытки покончить с собой. В один момент специалист клиники, где она проходит реабилитацию, говорит:

Бывает, что человеку и не выбраться из ямы.

Человеку, который попал в отношения с мучителем (аьюз, психологическое насилие, отношения с манипулятором) может быть нужна помощь извне, потому что находясь в отношениях, он ослеплён эмоциями, может не иметь ресурсов, чтобы защищаться, или не обладает знаниями, которые позволят понять, что же происходит на самом деле.

Реабилитация после физической травмы — это невероятно точная метафора, которая понятна любому человеку. Именно этот процесс, только процесс психической реабилитации — необходим человеку, пережившему отношения с абьюзером.

Это метафора длительного и болезненного восстановления после отношений с партнёром-мучителем, восстановления, которое заставляет полностью пересмотреть отношения, ценности, собственные границы, свои ощущения — это большая и трудная работа.

Тони смотрит на отдыхающих на пляже людей из окна больницы — там пульсирует жизнь, и она вроде бы близко, кажется, достаточно протянуть руку — но до этого мира долгий путь, который необходимо преодолеть.

Но давайте посмотрим, с чего начинаются их отношения — можно ли что-то отметить в этой истории?

Джорджио поражает Тони роскошью: «У меня свой ресторан. Мне приятно, когда людям хорошо». Эпатаж, когда он спрашивает Тони: «Можно тебе оставить мой телефон?» И затем кидает ей мобильный. Здесь тоже есть звоночки — с одной стороны это действие — показатель доверия («Смотри, мне нечего скрывать»), с другой стороны возникает вопрос — захочет ли он в ответ такого же действия. На второе свидание Джорджио внезапно ведёт её на свадьбу.

Прекрасный диалог после первой сексуальной близости:

— Ну и мужа ты себе нашла! Тебе нельзя больше встречать мерзавцев!
— А ты — не мерзавец?
— Я?… Нет
— Ты неуверенно ответил.
— Я — не мерзавец. Я — король мерзавцев…… Я тебя люблю.
— Ты не мог так сразу меня полюбить.
— Не мог? Который час? Я подожду минут десять.

Обращает на себя внимание важная сцена во время второго свидания, когда Тони упоминает своего бывшего мужа, начиная плакать после сексуальной близости — это  индикатор того, что она вышла из предыдущих отношений раненой, и не разобралась с этой травмой. Это о важности психотерапии, о важности проработки таких травм в кабинете психолога — это история о том, как травма прошлых завершённых отношений (это могут быть и отношения с родителями) становится «крючком» в новых, и к чему это может привести.