Найти в Дзене
Ритм Евразии

«Финно-Угриа»: подрывная и шпионская работа со стороны Запада

Наша статья о попытках Запада эксплуатировать идею идентичности малых народов Русского Севера, отличной от общероссийской идентичности, вызвала живую реакцию пользователей Сети, что побудило нас продолжить тему. Тем более что материала для разговора – увы, более, чем достаточно. 

Дело в том, что количество западных организаций и фондов, решивших после распада СССР «облагодетельствовать» малые народы Русского Севера, исчисляется десятками. И всех их объединяет стремление изменить идентичность проживающих в северных регионах России граждан на различные симулякры вроде поморской, арктической либо финно-угорской общности. Новая «точка сборки», собственно, не так важна. Для работающих на этой «ниве» НПО и т.п. структур гораздо важнее именно этническая сегментация российского общества и эрозия общероссийской гражданской солидарности.

Как ни помор, так финно-угр

Тогда как упомянутый в предыдущей статье Баренц-секретариат занимается «поморостроительством», не имеющие никакого отношения к Арктике Эстония, Венгрия и Финляндия конструируют на российской территории «финно-угорское единство». Поработать в этом плане есть с кем, т.к. в России проживает 17 из 24 финно-угорских народов: карелы, мордва, мари, удмурты, ханты, манси, саамы, вепсы, коми, ижорцы, ингерманландцы, водь, сету и др.

Как отмечает сотрудничающий с «Ритмом Евразии» исследователь Владислав Гулевич, идея «Великой Финно-Угории» принадлежит почетному профессору Тартуского университета политологу Р. Таагаперу. Она с удовольствием была воспринята эстонскими шовинистами, которые в 1927 г. создали организацию «MTU Fenno-Ugriа Asutus» для подрывной деятельности против СССР. В 1940 г. в советской Эстонии ее деятельность была запрещена. Возродилась структура в 1991 г. после распада СССР и сразу же сосредоточила свою деятельность вокруг проживающих в России финно-угорских народов.

На сегодняшний день «Финно-Угрия» объединяет 50 учреждений и общественных организаций, задействованных в реализации политики Эстонии по отношению к финно-угорским народам России. В 1990 г. создан еще один наднациональный  орган: Международная молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН). С 2010 года она участвует в работе Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов мира в Нью-Йорке.

При содействии этих организаций в 1992 г. в Сыктывкаре был проведен первый Всемирный конгресс финно-угорских народов и создан международный Консультативный комитет финно-угорских народов со штаб-квартирой в Хельсинки. Российскую сторону в нем представили делегаты первого всероссийского съезда финно-угорских народов, состоявшегося в мае 1992 г. в Ижевске в присутствии эстонских эмиссаров и американских СМИ. На съезде было заявлено, что он «является высшим национально-этническим органом финно-угорских народов Российской Федерации» и призывает к отделению финно-угорских республик от России.

Стоит ли удивляться, что первым документом, который принял комитет, стало «Обращение к парламентам и правительствам Российской Федерации и финно-угорских республик, входящих в ее состав», в котором говорилось о «многовековой борьбе финно-угорских народов за свое самоопределение». Сепаратистский и антироссийский характер деятельности финно-угорского движения никто не скрывает. Причем ни в «мутные» 1990-е годы, грозившие России дезинтеграцией, ни в 2000-е. 28 июня 2008 г. на V Конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске президент Эстонии Т. Ильвес призвал финно-угорские народы России к сепаратизму: «Наши поэты мечтали об эстонском государстве, и мы сделали выбор в пользу свободы и демократии. Многим финно-угорским народам еще предстоит сделать такой выбор. Это видно на примере Эстонии: как только вы почувствуете вкус свободы, вы поймете, что это вопрос выживания, без которого нельзя обойтись».

Уральские эстонцы

Для осуществления вмешательства во внутренние дела России и провоцирования на ее территории этнического сепаратизма «Финно-Угриа» разработала «Программу родственных народов», через которую осуществляется финансирование «культурных и образовательных» проектов, а попросту националистических шабашей и вытягивания из России интеллектуального потенциала.

Как указывается в тексте программы, финансируемой из государственного бюджета Эстонии, ее выполнение организует и контролирует Совет программы, созданный министром образования и науки, в который входят также представители министерства культуры и министерства иностранных дел. Сепаратистские цели эстонского плана демонстрирует уже само название финно-угорских народов в документе – уральские. Именно до российского Урала и дальше в Сибирь тянутся щупальца балтийских «младоевропейцев».

Среди задач программы, в частности, указаны: содействие росту национального самосознания уральских коренных народов, способствование развитию информационных средств уральских коренных народов на всей территории проживания народа, поддержка создания информационных сетей на территориях проживания, помощь в информировании мировой общественности о проблемах уральских коренных народов и т.д.

В каком ключе работают эти информационные технологии, из текста программы также совершенно ясно. Как характеризуют эстонцы положение малых народов российского Севера, «возможности уральских народов получать образование на своем родном языке и сохранять свою культуру до настоящего времени остаются мизерными», а «изменения, произошедшие в последнее время в России, значительно уменьшили влияние национальных организаций, образовавшихся в 90-х годах прошлого века».

Впрочем, деятельностью «Финно-Угрии» подрывная и шпионская работа со стороны Запада не ограничивается. В парламенте Эстонии действует «группа поддержки финно-угорских народов». Среди западных политиков активно финно-угорскую карту разыгрывают председатель Ассоциации финно-угорских литератур и бывший член эстонского парламента Арво Валтон, бывший премьер Эстонии Март Лаар, главный редактор журнала Keelja Kirjandus Март Мери, член Европейского парламента, бывший председатель парламента Эстонии Тоомас Сави, финский профессор Калеви Вийк, бывший министр культуры Финляндии Тютти Исхоокана-Асунмаа, бывший министр иностранных дел Финляндии Пертти Паасио, бывший председатель парламента Финляндии Кюсти Юлку, американский политолог и эксперт по странам Балтии Пол Гоубл, а также ряд других политических и научных деятелей из Великобритании, Швеции, Венгрии, Германии и Литвы.

Финно-угорская колония США

За попытками строительства мифической финно-угорской «империи» от Таллина до Ханты-Мансийска легко угадываются интересы Вашингтона. В этом контексте большое любопытство вызывает фигура выпускника факультета «Уортонская школа бизнеса» Университета Пенсильвании Оливера Лооде. Являясь главой консалтингового агентства Сonsumetric, он координирует действия структур «Финно-Угрии» с подразделениями МАФУН. Как считает научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ В.Иванов, О. Лооде является проводником интересов США в структурах «Финно-Угрии» и МАФУН.

В 2011 г. Лооде предложил эстонским «угростроителям» улучшить имидж финно-угорских движений, что и было поручено его консалтинговой компании и специально созданной О. Лооде молодежной организации «У-Поор», которая от Эстонии вошла в состав МАФУН. Соорганизаторами по продвижению финно-угорского проекта выступили общество «Друзья родственных народов» (Финляндия) и Студенческий союз Хельсинкского университета. Благодаря защите «несчастных» российских финно-угров эстонский предприимчивый активист пробрался и в структуры ООН, став в 2013 г. членом Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов от восточноевропейских государств.

Следует обратить внимание на то, что, раскачав в России финно-угорский этнонационализм, «защитник коренных народов» сейчас переориентировался на крымских татар.

Продолжает педалировать тему распада РФ и бывший специальный советник Госдепартамента США по национальным проблемам Советского Союза и стран Балтии Пол Гобл, заявивший, что на территории России «грядущие события приведут к возникновению определенного числа государств: может, целых двадцати, а может, только шести или семи. В большинстве из которых – это действительно очень важно – главенствовать будут этнические русские, а не меньшинства. Предполагаю, что будут и государства меньшинств: на Урале, в Среднем Поволжье». Ранее политолог «предсказывал» интернационализацию конфликта на Русском Севере с привлечением войск НАТО для «защиты коренных народов».

Кроме того, финно-угорские республики входят в т. н. список Шойнеманна – перечень национальных республик, которые необходимо отколоть от России в отместку за признание ею независимости Абхазии и Южной Осетии. Финансировать «парад суверенитетов», помимо правительственных структур стран Прибалтики и Скандинавии, готов и Дж. Сорос. Не случайно трибуну для П. Гобла предоставил именно украинский «Апостроф» – печатный орган соросовского Международного центра перспективных исследований.

Международные организации – против малых народов Севера

Как говорилось выше, МАФУН с 2010 года участвует в работе Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов мира в Нью-Йорке. Естественно, главными тезисами докладчиков по «финно-угорскому» вопросу являются «дискриминации финно-угорских народов в России». На помощь «финно-уграм» всегда готовы прийти и другие подконтрольные Западу структуры. Так, Московская Хельсинкская группа регулярно поставляет своим западным заказчикам искаженную информацию о ситуации в финно-угорских республиках РФ, например, доклад о «бедственном положении марийского народа».

Неудивительным является и то, что Совет Европы под давлением истинных заказчиков и спонсоров «Великой Финно-Угрии» принял резолюцию 1171 «Культура уральских меньшинств под угрозой», на которую в своей деятельности опирается эстонская «Программа родственных народов».

Основные спекуляции, вокруг которых в международных организациях и далее будет строиться антироссийская кампания, спрогнозировать несложно. Будет муссироваться тезис, что Москва не подписала Декларацию ООН по защите прав коренных народов, не ратифицировала Европейскую Хартию по региональных языкам и Конвенцию «169» о правах коренных народов, а также якобы затягивает имплементацию своих обязательств по рамочной Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств.

Но дело, естественно, совершенно не в этом. Даже если бы наша страна ратифицировала все существующие конвенции, это нисколько не изменило бы ситуацию. Структуры Запада, направленные на раскол гражданского единства, уже созданы, профинансированы и действуют по своим собственным планам.